Беседка «Эолова арфа»

Знакомство с лермонтовскими местами лучше всего начинать с экзотической беседки «Эолова арфа». Её знают все, кто побывал в Пятигорске. Устроенная на высоком скалистом уступе Машука, она издалека манит к себе изящными очертаниями, чётко вырисовывающимися на фоне неба. Фон этот бывает разным, в зависимости от погоды, и каждое такое изменение придаёт особую прелесть беседке. Приятно подняться к ней в тёплый солнечный день. Даже в самую жаркую пору вас встретит здесь прохладный ветерок, и, приветствуемые его ласковым дуновением, вы долго будете любоваться живописной панорамой Пятигорья.

Беседка «Эолова арфа» привлекает к себе многочисленных посетителей не только своим исключительно удачным расположением в одном из чудесных уголков Пятигорска. Она вызывает живой интерес как место, связанное с памятью о Лермонтове.

Беседка «Эолова арфа». Вид от Академической галереи. 1950-е гг.

По диким тропинкам он взбирался на эти каменистые уступы еще одиннадцатилетним мальчиком в 1825 г., когда его привозила сюда бабушка для лечения водами. Жил он с бабушкой у её сестры Е.А. Хастатовой, небольшой деревянный дом которой стоял там, где впоследствии, в 1901 г., было выстроено здание Пушкинских ванн. Это здесь же, рядом, почти у подножия горного уступа, на котором высится беседка «Эолова арфа».

Но самой беседки в тот год ещё не существовало. На её месте стоял казачий сторожевой пост – один из многих постов, размещавшихся в то время на возвышенностях Горячих Вод. В 1837 г., сосланный на Кавказ, Лермонтов снова приехал на Горячие Воды. Он был удивлён произошедшими здесь изменениями. Небольшой посёлок, насчитывавший раньше несколько десятков домов, значительно расширился. Появились большие, красивые здания. Посёлок Горячие Воды был переименован в город Пятигорск.

Эолова арфа
Современный вид беседки

На месте, где располагался когда-то так привлекавший его в детстве казачий сторожевой пост, стояла красивая беседка с восемью колоннами из тёсаного камня. На покрытом железом куполе беседки была укреплена деревянная с позолотою арфа и подвижный флюгер, соединенный железным веретеном. Внутри беседки, посредине её, на восьмиугольном пьедестале стоял круглый футляр, в котором находились две арфы со струнами. Соединённый с флюгером футляр поворачивался, ветер через сквозные продольные прорези на футляре ударял по струнам арф и они издавали, по свидетельству современников, «довольно гармоничные» звуки.

Беседка была названа «Эоловой арфой» по имени бога ветров Эола. Её построили в 1830-31 гг. архитекторы братья Бернардацци.

Беседка. Фотография начала XX века
Беседка. Фотография начала XX века

Беседка полюбилась всем приезжающим на Воды. Об этом свидетельствует и Лермонтов. К сожалению, музыкальный инструмент не сохранился. В 1973 г. беседку «Эолова арфа» снова озвучили, но уже при помощи современного электромузыкального инструмента, «спрятанного» вне беседки, в Академической галереи. Но при этом был сохранён основной принцип: на новом инструменте играл тот же бог ветров Эол. В 1990- гг. беседка вновь замолчала. В начале нового столетия «Эолова арфа» беседка была вновь озвучена. Теперь она звучит независимо от наличия ветра.

Отсюда открываются чудесные виды Пятигорья, вдохновенно воспетые Лермонтовым: «На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона… Внизу передо мной пестреет чистенький новенький городок; шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом. – Весело жить в такой земле!»

Беседка «Эолова арфа» и Емануелевский парк в 1950-е гг.