Истоки транспортной системы на КМВ

Основы транспортной системы на КМВ начали формироваться в глубокой древности. Эта территория, расположившаяся в предгорной зоне Центрального Предкавказья, всегда находилась на стыке проживания разных народов и культур.

Благоприятные климатические и ландшафтные условия способствовали появлению в этом регионе многочисленных и многолюдных поселений, находившихся в постоянных контактах между собой. Через транскавказские пути был налажен торговый и культурный обмен с отдалёнными от этого места территориями. Это способствовало устройству здесь первых дорог.

Вопросы функционирования древних дорог на Пятигорье наиболее подробно рассматривались в работах В.А. Кузнецова, А.А. Иерусалимской, А.Н. Дьячкова-Тарасова и П.Г. Акритаса. На основе собственных археологических исследований и анализа найденных другими археологами древних предметов ими были определены направления одного из ответвлений Великого шёлкового пути (далее ВШП). Начало функционирования этой дороги специалисты относят ко II-I вв. до н.э. На территории городищ и поселений до сих пор находят вещи, которые могли появиться здесь только при условии наличия транспортной связи с другими регионами.

Район Пятигорья достаточно подробно изучен в археологическом плане. По подсчётам археолога Д.С. Коробова на территории Кисловодской котловины, которая занимает южную и юго-западную часть Пятигорья, насчитывается около 900 памятников разных эпох. Несмотря на это, до сих пор нет обобщающих работ по истории функционирования древних дорог региона. Отчасти это связано с отсутствием письменных источников, которые бы могли рассказать о связях между племенами, а также  выявить структуру и элементы транспортной системы.

informationВ настоящей статье представлен фрагмент из монографии А.В. Данилова «История становления и развития транспорта…», которую можно заказать по почте на нашем сайте.