Транспорт на КМВ в XVIII веке

О дорогах Пятигорья в XVIII веке можно судить по дневникам и запискам путешественников. Известный естествоиспытатель И.А. Гильденштедт в своём труде «Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг.» оставил описание этой местности. Во время поездки он использовал карту «Атласа Российского, состоящего из девятнадцати специальных карт…». Гильденштедт заметил, что дороги, отмеченные на листе «Положение мест между Чёрным и Каспийским морями», не соответствовали тем, которые были в реальности.

В результате очередной русско-турецкой войны в 1774 году был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор. По нему формально большая часть Предкавказья, в том числе территории Пятигорья, вошла в состав Российской империи. Появилась необходимость хозяйственного освоения новых территорий. Для этого в 1777-1778 гг. от крепости Азов до Моздока началось строительство сети укреплений из десяти крепостей.

Строительство крепостей положило начало дорожному строительству в регионе. Для переброски войск, обеспечения провиантом военных поселений были устроены дороги. Георгиевская крепость, непосредственно примыкавшая к району Пятигорья, стала административным и торговым центром Предкавказья и узловым пунктом Черкасского, Царицынского и Черноморского трактов. Тогда же появился Тифлисский тракт, соединивший Россию с Закавказьем.

В 1780 г. южнее г. Бештау было заложено, а к осени 1783 г. построено Константиногорское укрепление. Оно должно было «служить замком для всей линии».  В 1793 г. район Пятигорья посетил учёный и естествоиспытатель П.С. Паллас. В своих трудах он оставил описание пути от Георгиевской до Константиногорской крепости. Безопасность пути обеспечивали казачьи пикеты, которые были установлены вдоль дороги.

Были определены правила передвижения по ней. Рескрипт императора Александра I в 1803 г. положил начало курортному региону. Для охраны дороги между минеральными источниками были построены Кисловодская крепость и Ессентукский казачий пост. Новые военные укрепления вызвали недовольство у местных народов. Они неоднократно заявляли, что для них стали недоступны многие дороги и переправы через реки.

informationВ настоящей статье представлен фрагмент из монографии А.В. Данилова «История становления и развития транспорта…», которую можно заказать по почте на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *