Транспорт на КМВ при А.П. Ермолове

При А.П. Ермолове была пересмотрена дорожная карта КМВ. В 1824-25 гг. для большего удобства приезжающих было изменено направление почтовой дороги от Георгиевска до Горячих Вод. Последний участок пути вместо большого крюка вокруг г. Машук теперь пролегал по южным склонам отрогов горы, что значительно сократило время в пути.

Новая дорога из Георгиевска заканчивалась в самом центре курорта у Казённой гостиницы. Вдоль дороги появились новые жилые кварталы. Они заселялись отставными солдатами. Поэтому район получил название Солдатская слободка.

«У самого Пятигорска дорога подходит к подошве Машука, в полверсты перпендикулярной высоты столь крутой, что справа у вас является отвесная скала, а слева обрыв, омываемый быстрой, но мелкой речкой Подкумком. Под навесом сей скалы на узкой стезе представляется несколько хижин или мазанок, снаружи опрятных, но столь маленьких и низких, что если войти в горенку и лечь на лавку, то одной рукой можно достать окно, другой дверь, а ногой коснуться потолка. Хижины сии составляют небольшую улицу, называемой солдатской слободой». Из воспоминаний военного писателя В.Б. Броневского.

В 1825 г. генерал А.П. Ермолов инициировал создание новой укреплённой линии вдоль р. Подкумок. Вскоре казаки Волгского казачьего полка основали Кисловодскую, Горячеводскую, Ессентукскую и Боргустанскую станицы. В 1827 г. очевидцы отмечали, «что ещё два года назад для передвижения между курортными поселениями два раза в неделю выделялся конвой пехоты, который сопровождал лечащихся. На всём протяжении между станицами и курортными поселениями выставлялись казачьи пикеты, которые располагались на возвышенностях в прямой видимости друг друга».

Для ночного дозора из солдат третьей гренадёрской роты Кабардинского пехотного полка устраивалось до 10 ночных секретных постов при Константиногорске и Горячих водах. Посты, состоявшие из трёх рядовых, контролировали наиболее важные объекты и транспортные подходы к населённому пункту. Система из станиц, постов и редутов образовала Кисловодскую кордонную линию. Это позволило начать регулярное транспортное сообщение между курортами КМВ.

informationВ настоящей статье представлен фрагмент из монографии А.В. Данилова «История становления и развития транспорта…», которую можно заказать по почте на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *