Дороги на КМВ в 1830-е годы

В 1830 г. Горячеводск получил статус города с наименованием Пятигорск. Экономический и общественный центр региона из Георгиевска переместился в Пятигорск. Между двумя городами было учреждено почтовое сообщение. В Пятигорске открылось почтовое отделение с шестью парами лошадей.

Для сокращения пути до курортов от села Александрия была проложена новая дорога. На ней была устроена Лысогорская почтовая станция. Георгиевск оказался в стороне от новой дороги и постепенно перестал играть существенную роль в развитии транспортной системы КМВ. В бюджете нового города Пятигорска были заложены средства на содержание почты. На это тратилось более 5000 руб., тогда как на содержание полиции и административного аппарата выделялось 7000 руб.

В 1830-е гг. был разработан проект развития Черкасского почтового тракта. Было запланировано строительство новых почтовых станций. В 1834 г. архитектором Гайворонским были составлены проекты почтовых домов, среди которых была станция «Кумская». Предполагавшийся тракт от Сабли до Георгиевска через Пятигорск в смету строительства в эти годы не вошёл и не был реализован.

На курортах началась планировка вновь застраиваемых кварталов. Без этого было невозможно дальнейшее благоустройство поселений и содержание улиц. Улицы новых курортов не имели названий. Вместо этого использовали общие понятия «бульвар», «аллея», «шоссе» или «дорога». Генерал  А.П. Ермолов требовал «на плане местоположения Горячих вод назначить линии улиц… кварталы же разбив… для признаков положить по углам большие камни».

Эта работа была продолжена при Г.А. Емануеле и А.А. Вельяминове. При А.А. Вельяминове в 1833-35 гг. по одному из отрогов г. Машук было устроено шоссе, которое соединило нижнюю часть поселения с Елизаветинским источником. Результатом грамотной градостроительной политики стало утверждение в 1836 г. нового плана застройки Пятигорска. На нём были отмечены существующие дороги и улицы, а также очертания будущих кварталов.

informationВ настоящей статье представлен фрагмент из монографии А.В. Данилова «История становления и развития транспорта…», которую можно заказать по почте на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *