Автомобили на КМВ в начале XX века

Главной статьёй доходов Управления КМВ (далее УКМВ) в начале XX века  оставалась добыча и продажа минеральной воды. Продажа минералки в полубутылках (ёмкость объёмом около 0,3 л) с 8000000 единиц в 1909 г. возросла до 18000000 штук в 1913 г. Большая часть произведённой продукции отправлялась на экспорт. Для перевозки готовой продукции в Ессентуках было решено приобрести автомобиль. Предполагалось купить грузовой автомобиль фирмы «Адлер». УКМВ произвело расчёты расходов на содержание автомобиля и оплату возчикам на подводах. В 1909 г. оплата гужевого транспорта в Ессентуках обошлась казне в 7348 руб. Предполагаемые расчёты на эксплуатацию автомобиля складывались из нескольких параметров: 800 руб. в год на эксплуатацию автомобиля, 600 руб. в год на жалованье водителю и 600 руб. на ежегодный ремонт транспортного средства.

С покупкой автомобиля экономия составила бы более 5000 руб. Кроме того, автомобиль за одну поездку мог перевести большее количество ящиков с минеральной воды. Сокращалось количество разбитых при перевозке бутылок. После непродолжительных переговоров и финансовых расчётов автомобиль прибыл в Ессентуки. В 1913 г. в УКМВ был поднят вопрос покупки второго грузовика.

В 1910 г. Министерство внутренних дел разослало по губерниям и областям циркуляр, по которому обязывало местные власти сообщать о количестве и владельцах автомобильного транспорта и мотоциклеток на управляемых ими территориях. ТОП подготовило специальные анкеты. Местные власти в них должны были указать количество автомобилей, их мощность, владельцев транспортных средств и для каких нужд они использовались.

В 1910 г. в Пятигорске было три автомобиля типа «Дубль-фаэтон» у владельца Макара Иванова, один лимузин Александра Замкового, пять мотоциклеток у Александра Ардашева и одна мотоциклетка у Ивана Сабо. У Лермонтовского известкового завода была грузовая платформа. Грузовик ежегодно совершал до 200 рейсов между заводом и товарной станцией в Пятигорске. В посёлке Султановском у братьев Малышевых было две мотоциклетки и автомобиль системы Баррак. В Ессентуках, Кисловодске и Железноводске официально зарегистрированных автомобилей не было.

Пятигорск в это время не имел автомобильных предприятий. Каждое зарегистрированное авто получало разрешение на работу от городской управы. Бензин для автомобилей продавался в Пятигорске на складе Нобеля в районе железнодорожного вокзала. Согласовывался маршрут следования транспортного средства и количество рейсов в год. У арендатора гостиницы «Бристоль» И.Ф. Стрелкова имелся личный автомобиль, который не был отражён в отчётах областного правления. На нём он ежегодно совершал до 200 рейсов по окрестностям КМВ и для нужд гостиницы. Объявления о прокате автомобилей постоянно публиковались в справочных отделах местных газет.

В последующие годы ТОП продолжало собирать информацию о количестве и владельцах автомобилей в области, работе автотранспортных предприятий и автомобильном движении по расписанию. В Пятигорске в ассортименте магазинов стали появляться товары, предназначенные для автомобильного транспорта. На Эмировской улице в торговом доме «А.Д. Попова» продавались резиновые шины производства «Российско-американской мануфактуры». Бензин появился в ассортименте аптек.

informationВ настоящей статье представлен фрагмент из монографии А.В. Данилова «История становления и развития транспорта…», которую можно заказать по почте на нашем сайте.