Извозчики на КМВ в начале XX века

Дисциплина извозчиков оставалась большой проблемой для местной власти и тормозила развитие инфраструктуры. Несмотря на то что городские управы были обязаны контролировать их работу, это давало небольшой результат. Для бирж извозчиков были назначены места в разных частях города. Однако большинство извозчиков стояло возле мест скопления курортной публики. Отдыхающие жаловались, что в Кисловодске все извозчики стояли вокруг казённого парка, в то время как в любой другой части города и станицы невозможно было найти свободный экипаж. Легковые извозчики отказывались предъявлять нагрудные жетоны, а номер на пролётках изображали так, чтобы пассажир не смог его разглядеть. На требования предъявить таблицу с описанием размера таксы, они сообщали курсовым о том, что её не было. За проезд они спрашивали суммы, которые устанавливали самостоятельно. Стоимость проезда нередко превышала установленную. Часто извозчики находились на рабочем месте в нетрезвом виде. Отдыхающие жаловались на то, что извозчики на стоянках «безобразничают и сквернословят на всю улицу».

Для «обуздания извозчиков» пристав Кисловодска подъесаул Шах-Мурзиев неоднократно собирал владельцев экипажей в полицейском управлении. Им напоминали правила работы и поведения и постоянно предупреждали о лишении права на работу. Городская управа организовала выдачу извозчикам металлических пластин, на которых была выгравирована плата за проезд по городу и его окрестностям.

Пятигорские извозчики не отличались от своих кисловодских коллег. Ненормированные тарифы, непристойное поведение и драки в нетрезвом виде были обычным занятием на городских биржах. В газете «Пятигорское эхо» за 6 июня 1912 г. была опубликована заметка о том, что пятигорский извозчик Миссюра, будучи в пьяном виде, врезался в проходящий трамвай. Последствием аварии стало разрушение экипажа. О жертвах и раненных среди пассажиров не сообщалось.

Извозчики толпились по окрестным улицам в центре города. Особенно много их было у входа в парк «Цветник», у Спасского собора и у базара. В 1912 г. городская дума постановила перенести стоянки с базара и от здания «Общества пособия бедным» на свободную площадку у городского сквера. Легковые извозчики этому воспротивились, подав жалобу в городскую администрацию.

Разнородность курортной публики и особенности жизни местного общества нередко приводили к тому, что извозчики становились жертвами пассажиров. В июне 1912 г. легковой извозчик Соловьёв подал жалобу в кисловодскую полицию на пассажирку, которая отказалась уплачивать указанную за проезд сумму. По данному инциденту был составлен протокол. Случалось, что извозчики становились жертвами бандитов.

Нарекания со стороны курортной публики и пассажиров вызывала быстрая езда извозчиков. Из-за отсутствия какой-либо измерительной аппаратуры в правилах нельзя было прописать предельную скорость движения экипажей. Поэтому поездки иногда заканчивалась опрокидыванием транспортного средства или наездом на пешеходов.

Особенно опасным был перекрёсток Главной Курсовой и Кисловодской улиц в Ессентуках. Здесь располагался главный вход в курортный парк и контора группы, где всегда было много гуляющей публики. Извозчики, спускавшиеся под гору по Главной Курсовой улице, набирали значительную скорость, которую на повороте сбросить было невозможно. С этим было связано множество несчастных случаев. Поэтому отдыхающие потребовали установки в этом месте знака с указанием ограничения скорости движения. В 1912 г. на перекрёстке двух улиц по распоряжению управляющего курортной группой был установлен деревянный столб с табличкой и надписью «Езда шагом».

informationВ настоящей статье представлен фрагмент из монографии А.В. Данилова «История становления и развития транспорта…», которую можно заказать по почте на нашем сайте.