Эвлия Челеби

Еще более интересные сведения о Бештау приводит в своих записках турецкий путешественник ХVII века Эвлия Челеби. Пространные извлечения из его знаменитой десятитомной «Книги путешествий» переведены на русский язык и освещают период между 1640 и 1666 годами, когда Эвлия Челеби семь раз пролагал свой маршрут по территории нашей страны. В коротких, а иногда и весьма продолжительных поездках он пересек весь Северный Кавказ от Анапы до Дербента, посетил прибрежные области Азербайджана, побывал в Астрахани и Казани и достиг Яика. Пребывание его в районе Пятигорья относится к апрелю 1666 года.

В одном из разделов своей книги, названном «Подробное описание обширной страны древнего народа кабартай» (то есть кабардинцев), Эвлия Челеби рассказывает о многих достопримечательных местах северного Приэльбрусья: об «истоках великой реки Кубани» или «крепости Боргустан – устрашающей крепости». Есть раздел, посвященный описанию «отца гор, великолепной горы Эльбрус». Приведем отрывок из главы «Стоянка у горы Бештаг»:

«Это место на границе Кабарды, а его западная сторона – река Кубань. Неподалеку от него, посреди лесистой равнины – пять расположенных рядом высоких гор, подобно пяти горам-близнецам. Центральная гора самая высокая и остроконечная. Окружающие ее четыре горы ниже и не столь труднодоступны. На вершине горы, находящейся в центре, есть ветхая корабельная доска длиной в триста шагов и шириной в два шага. В некоторых местах доски есть отверстия от гвоздей и буравов. По утверждению местных правителей, эта длинная доска должна быть доской Ноева ковчега, но волею Всевышнего эта доска и поныне крепка, как нахичеванская сталь… В исторических сочинениях неверных греков говорится о том, что доски всех ста одной двери мечети Айя-София – это доски Ноева ковчега, который находился на горе Джуди близ города Мосула, откуда доски его были доставлены в Стамбул, где из них были сделаны двери Айя-Софии. О том, что Ноев ковчег остановился на горе Джуди в десятый день мухаррема и там благополучно находился, упомянуто в суре Худ Корана. По мнению улемов – комментаторов Корана, согласно тафсиру, Ноев ковчег остановился на горе Джуди и был там разбит и рассеян морскими волнами.

Эта корабельная доска на Бешдаге в Кабарде, должно быть, одна из них. Одним словом, сей смиренный, совершив на этой доске два риката и осмотрев это Пятигорье, отправился в путь…».

Этот отрывок требует некоторых пояснений. Согласно библейскому мифу, от все- мирного потопа спасся только Ной со своей семьей и животными, так как Бог заранее научил его построить ковчег:

«И сделай его так: длина ковчега триста локтей; широта его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей» (Бытие.6, 15). Воды потопа истребили все, кроме находящихся в ковчеге. По окончании ста пятидесяти дней вода стала убывать, «и остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Бытие. 8, 4).

В Коране, а именно в одиннадцатой суре (главе), имеющей название Худ, приводятся несколько отличные от Библии сведения. По коранической версии, ковчег, который построил Нух, остановился на горе Джуди (близ города Мосула в Ираке): «И сказано было:

«О земля, поглоти твою воду; о небо, удержись!» И сошла вода, и свершилось повеление, и утвердился он на ал-Джуди…» (Сура 11. Худ, 46). Отсюда доски его, как видим из рассказа Эвлии Челеби, были доставлены для Айя-Софии – то есть для храма святой Софии в Стамбуле. Храм сооружен в 532-537 годах и считается выдающимся произведением византийской архитектуры. После 1453 года превращен турками в мечеть.

Улемы – буквально «ученые», высшее сословие мусульманских богословов; тафсир – комментарий, толкование Корана; рикат – часть намаза, состоящая из определенных молитв с двумя низкими поклонами, два риката составляют обычную молитву.

Нахичеванская сталь – здесь имеется ввиду крымская Нахичевань (или по-турецки Нахшуван). Беженцы из кавказской Нахичевани еще в раннем средневековье основали поселение под таким же названием у подножия горы Чатырдаг. Слава о здешних армянских ремесленниках разошлась далеко за пределы Крыма, особенно славился «накшуванский булат».

Трудно судить о том, действительно ли Эвлия Челеби поднимался на вершину Бештау и совершил там намаз, сомневаться в этом оснований нет. Что же касается корабельной доски длиной в триста шагов, прибитой к вершине волнами всемирного потопа, то эти сведения следует, видимо, отнести к разряду легендарных.

Маркелов Н.В. Когда Бештау был не больше кочки. — Литературная история Пятигорья. — Ессентуки, 2005.