Переписываясь в скайпе с друзьями и собратьями по клубу Uranruda, мы решили совершить поход по железнодорожной ветке «Бештау-Железноводск», которая в 2008 году была закрыта.
В воскресенье, 9 августа, затарившись продуктами, я выдвинулся к железнодорожному вокзалу. В 9.04 подъехала электричка, в которую благополучно и сел. На станции «Лермонтовской» подсели Славик и Матвей с велосипедом. Однако злобный контроллер, решивший подзаработать, затребовал за провоз велосипеда энную сумму. На станции «Машук» Матвей сошел и поехал на велике. На «Иноземцево» подсела Настя. В половину десятого утра мы были на станции «Бештау».

За многие десятилетия станция «Бештау» изменилась мало. Все те же строения, та же размеренность жизни поселка. Однако пустовал первый путь, где когда-то стояла электричка, ждавшая отправления на Железноводск. Сейчас путь частично порос травой, толстый слой ржавчины покрыл рельсы. Именно этой дорогой нам предстояло пойти.
Пока ждали Матвея, успели осмотреть здание станции внутри со старыми каминами и очень интересной лепкой, где присутствовали всяческие железнодорожные мотивы, циркуль, наугольник и транспортир. Далее, чтобы не делать крюк, мы пошли по дороге до железнодорожного переезда, где сошли на рельсы и пошли в сторону города Железноводска.

Судя по качеству полотна и состоянию контактной сети, ветка была капитально отремонтирована, с частичной заменой шпал, полной заменой светофоров и столбов почти до самой станции Железноводск.


Стоит отметить, что строения на месте бывшей «остановки по требованию» (кстати сама металлическая платформа срезана, остался только старый фонарь на деревянном столбе) и железнодорожный переезд обитаемы, там заменены окна, вероятно внутри произведен какой-то ремонт.
По ходу движения в нескольких местах штабелями были сложены старые шпалы, которые благополучно гнили в траве. По месту второго пути (который был разобран в годы войны) шла автомобильная колея, которая была проезжена во время ремонтных работ. Сама дорога поражает проработанностью и тщательным просчетом. На несколько километров дороги здесь присутствуют множественные повороты. В некоторых местах поезд, выходя из одного поворота, должен был делать очередной.


Поражают монументальностью мостовые конструкции ветки. Нами было фотофиксировано 7 мостов. Еще один находится сразу за станцией «Бештау». В техническом плане этот участок довольно сложный, так как около моста начинается подъем, а за мостом сразу поворот. Ограждает мост старинная кованая решетка.


Все остальные мостовые конструкции менее массивные и не предназначены для проезда под ними. Они перекинуты через маленькие овраги и довольно большие ущелья. Четыре моста имеют небольшой стрельчатый свод с замковым камнем, высотой около метра и шириной полтора-два метра. Длина тоннелей мостов около 20 метров. Своды и подпорные стенки малых мостов сделаны из аккуратно тесанного травертина. Замковым камням придана искусственная грубая шероховатость. Дно малых мостов, вероятно, имело каменный пол, сейчас покрыто толстым слоем песка и земли.

Три моста устроены через крупные ущелья. Они имеют круглый свод высотой около двух метров. На всех мостах присутствует замковый камень. Длина тоннелей мостов значительно больше чем в малых. Первый осмотренный большой мост имел длину тоннеля более тридцати метров. Пол бетонирован в современности. Свод неоднородный, состоит из сводов разных радиусов. На стыке двух радиусов виден старый замковый камень, что говорит о том, что позже он был наращен в длине. Устье туннеля второго большого моста завалено старыми бетонными столбами. Кроме того, здесь течет ручеек, который не дает возможности попасть в туннель без сапог. Визуальный осмотр показал, что тоннель не является прямым. Проходя несколько метров, он поворачивает на несколько градусов на восток. Тоннель третьего большого моста проводит сточные канализационные воды с близлежащих построек, что также не позволило попасть внутрь.
Стоит отметить, что отделка ущелий перед мостами имеет сложную структуру. У малых мостов эскарпированные на несколько метров склоны от устья тоннеля выложены бутовым камнем подпрямоугольной формы. Большие мосты имеют более сложную структуру отделки. Около десяти метров от устья тоннеля устроены водоотводные кюветы, более метра шириной и обложены камнем. Склоны у устья мостов укреплены подпорными стенками, высотой более двух метров. Далее склон укреплен камнем, выложенным уступами на полкамня. Высокий и крутой склон над тоннелями частично укреплен подпорными стенками, склоны рядом — кубами полтора на полтора метра из камня.
Из электрохозяйства дороги стоит отметить два семафора (горящих красным светом), несколько разрушенных бетонных кубов, внутри окрашенных голубой краской и когда-то накрывавшихся деревянным люком, и коробка с железнодорожным телефоном внутри.
Станция «Бештау» находится в запустении, пока еще в удовлетворительном состоянии. Пригородные кассы упразднены, милиция, камера хранения и кабинет дежурного по вокзалу пусты. В самом здании располагается несколько частных магазинов.
P.S. Чуть не забыл рассказать, по дороге мы много фотографировали. Матвей позже сделал видеоролик о нашем походе. Обедали мы прямо на рельсах, что оказалось очень даже прикольно. По дороге можно встретить памятник первым комсомольцам города Железноводска.

