В 1902 году Кавказским горным обществом (далее КГО) был разработан и описан маршрут на вершину Большой Тау массива горы Бештау. Это стало одним из первых научных описаний маршрутов местного значения. В 1908 году в путеводителе В.А. Меркулова этот маршрут был отмечен. Там же он подробно описан; к путеводителю приложена карта горы.
Он представлял собой тропу по юго-восточному хребту, примыкающему к Большому Тау, находящийся между вершиной Бастион и массивом скальных вершин хребта Козьи Скалы. Тропа через установленное расстояние была промаркирована на деревьях и камнях. 25 декабря 2009 года была совершена экскурсия по тропе для оценки состояния тропы и надписи, сделанной в 2902 г. товарищем Председателя КГО Р.Р. Лейцингером в честь директора Вод В.В. Хвощинского и Председателя Общества О.А. Чечотта.
По причине разработок урановых руд, проходивших в 1950-1975 гг., рельеф местности сильно изменился. Юго-восточное подножие горы изменено в результате человеческого воздействия. Именно поэтому, в настоящее время не представляется возможным найти начало тропы КГО.
Маршрут следует начинать от развилки с дорогой от железнодорожной станции Лермонтовской. Поворачиваем на север на дорогу без асфальта (асфальтовая дорога ведёт к Второ-Афонскому монастырю). Через двадцать-тридцать шагов дорога слева имеет два ответвления: одна дорога уходит вверх и немного влево, другая идёт по небольшому ущелью на запад. Идём по нижней дороге.
Проходим развалины какого-то гидротехнического сооружения времен разработок, углубляемся в небольшое ущелье. Далее тропа пересекает русло пересохшего ручья (хотя дождливое лето 2009 года наполнило водой практически все ручьи на горе). Пересекаем небольшое возвышение и попадаем на инспекторскую дорогу, ведущую к отвалу горной породы. По дороге преодолеваем небольшой подъем и подходим к месту, где в основную дорогу вклинивается другая — слева. Здесь на перекрестке есть пара бревен. Тут можно устроить небольшой привал либо остановиться подышать.
Далее путь следует по основной дороге. Пройдя пару метров от место отдыха, замечаем тропу уходящую налево вверх по склону на гребень возвышенности. Это и есть тропа КГО (напомню, истинное направление тропы утрачено). Первые десятки метров тропа довольно сильно петляют в буреломе, проходит через траншеи охотников за металлом, которые когда-то орудовали на горе с целью наживы. Некоторые участки тропы проходят через геологические траншеи и мимо крупных разломов на земной поверхности.
Итак, довольно быстро тропа выводит на относительно простой для прохождения гребень небольшого хребта, отходящего от основного массива горы. Из высокорослого леса, откуда летом не рассмотреть окрестностей, попадаем в низкорослый дубовый лес. Особенность подобной растительности, скорее всего, объясняется тем, что он находится на самом гребне, где в ненастную погоду облака и холодные ветра испытывают растительность на прочность. Сильнейший гололёд первой половины декабря этого года также внёс вклад в повреждение растений.
Хорошо угадываемая тропа, петляя среди кустарников и поваленных деревьев, постепенно поднимается выше. Начинают открываться замечательные виды: северный склон Бастиона (гора Два брата), перевал со скалами «Два брата», скальные массивы и осыпи восточного склона Большого Тау, массив хребта Козьи Скалы. Великолепна видна гора Машук, город Пятигорск, вдали гора Лысая. В нескольких местах устроены места для ночевок, имеются кострища.
Тропа переходит в лес, значительно увеличивается угол подъёма. Тропа в этом месте удобна даже в мокрую погоду, так как прикрываемая кронами деревьев, она долго не мокнет и не образуется грязь. После подъема идём по небольшому узкому хребту, имеющему в обе стороны крутой склон. Южный склон имеет травянисто-древесную растительность, северный изобилует скалами и высокими обрывами.
Эта часть тропы интересна наличием естественных (техногенность данного явления не доказана) разломов в почве. Во многих местах на гребне имеются узкие (до метра) и длинные (до 10 метров) разломы, часть из которых засыпана землей, другие зияют своей чернотой и уходят глубоко под землю. Здесь необходимо быть осторожным, так как около трещин имеются их задернованные продолжения, которые могут проседать.
В конце небольшого понижения, или, по-другому говоря, перевала, между преодоленным возвышением и подъёмом на Большой Тау, есть возможность спуститься либо в сторону Козьих Скал или же на юг к дороге, которая, минуя Бастион, приведёт к исходной точке нашего маршрута.
Далее тропа меняет свой вид, петляя между камней и скал. В некоторых местах мокрая земля очень скользкая и представляет угрозу. Мы приближаемся в кажущейся неприступной стене скал, огромных камней, длинных и крутых осыпей. Тропа ведёт к левой оконечности большой каменной стены, раскинувшейся на несколько десяток метров. Выходим на небольшую ровную площадку, где уместиться до десяти человек. Перед нами открывается надпись, высеченная на скале (о ней было сказано вначале). Изрядно потрёпанная временем, и неоднократно обновляемая последователями КГО надпись, дошла до наших дней. Здесь можно отдохнуть, устроить привал. Здесь же предстоит сделать выбор, идти дальше на вершину или начать обратный спуск.
От этого места тропы слева огибает скалу и начинается подъем, который примерно через 15-20 минут, минуя скалу «Храм Солнца» и «Ворота очарования», выходит на травянистый гребень Большого Тау, откуда рукой подать до вершины.
Нами не ставилась цель восхождения на вершину горы, именно поэтому начали спуск обратно. Путь до перевала прошёл быстро и без особых усилий. С перевала было решено начать спуск в южную сторону.
Через несколько метров начался каменный хаос, по левую сторону видны последствия отрыва склона. Часть склона, состоящего из грунта и скальной породы обрушилась и образовала просадку площадью в несколько сотен квадратных метров. Далее были замечены следы урановых разработок: отвалы, дороги.
При детальном осмотре каменных завалов обнаружены следы, вероятно, старинной обработки камня. Подобные следы встречаются и на южном склоне горы Два брата. Многие камни размечены насечками, которые впоследствии должны были расколоть камень на необходимые части. Вполне возможно, что некоторые дороги, которыми пользовались в XX веке шахтеры, были построены в XIX веке.
Осмотрев окрестности, направились по дороге. Здесь еще встречаются остатки столбов с колючей проволокой, которые некогда ограничивали доступ туристов в зону разработок. Далее дорога следуют по месту отвалов породы из бывших штолен. Дорога привела к тому месту, где начинался маршрут. Следует заметить, что когда мы начинали маршрут, то пошли по нижней дороге, а сейчас возвращались по верхней. Общее время прохождения маршрута установить сложно.
В летнее время, желая пройти по этому маршруту хотя бы до надписи, следует обязательно взять с собой головной убор (летом Солнце светит беспощадно), питьевую воду и фотоаппарат, с помощью которого Вы сделаете бесподобные видовые и панорамные фотоснимки.
Место на карте, где располагается современное начало тропы КГО: