О названии горы Бештау

Современное название горы Бештау на тюркских наречиях означает: «беш» — пять, «тау» — гора. Первоначально тюрки именем Бештау называли всю местность, прилегающую к горе. В древних документах она упоминается как: Беш-Дак, Пиштау, Бештага, Пещто. Арабский путешественник Ибн-Батуту, побывавший на Кавказе в 1388 году, называет её в своих записках Биш-Даг.

Гора Два Брата с вершины Большого Тау

Кабардинцы, поселившиеся после нашествия татаро-монгольских орд, между Кубанью и Кумою, переняли это название. Всю местность с причудливыми куполами одиночных вершин они стали именовать Уашхи-Беу, что переводится тоже как «пять гор», или же Ошхитху («пять холмов»). Но этот природный уголок часто опустошался набегами турок и крымких татар, которые уводили в плен коренных жителей этих мест. Постепенно прежние названия отдельных гор забылись, а новые поселенцы других национальностей дали горам новые названия.

В книге С. Броневского «Новейшие географические известия о Кавказе», вышедшей в 1823 году, есть сведения о том, что «греки называли сие место Пентаполис». В древних российских летописях гора Бештау носила славянское название Пятигория. Именно от этого имени наш город получил свое имя.

В 1830 году комитет министров 18 февраля рассмотрел предложение начальника кавказской области Емануеля о наименовании нового окружного города: «…нашёл со своей стороны приличным дать оному название Пятигорска по уважению, что гора Бештов, к подошве которой прилегает предназначенное для сего города место известна по сим именем и в древних российских летописях».