Новокавказский мост

Бескрайнее степное Ставрополье хранит множество интересных тайн. Под плодородным слоем почвы скрыты древние захоронения и не менее древние города. Ставропольская земля полита кровью воинов, которые защищали Родину в годы Великой Отечественной войны, солдат, погибших в революционное время и Гражданскую войну. Стёрты с лица земли старинные крепости, которые защищали южные рубежи страны. Но некоторые следы прошлого ещё сохранились. 

Речь идёт о мостах Ставрополь-Туапсинской железной дороги. Она была построена в начале XX века, но действовала совсем недолго. В годы Гражданской войны участок железной дороги от Армавира до Ставрополя был разрушен. Единственным напоминанием об этой дороге остаются бетонные и каменные мосты, перекинутые через реки и глубокие балки.

В районе хутора Верхнеегорлыкского расположен Большой Новокавказский мост

В недрах столичных и региональных архивов сохранилось большое количество документов, посвящённых строительству железной дороги между Туапсе и Ставрополем. Удивительно то, почему до сих пор многие вопросы по этому масштабному инженерно-техническому комплексу сооружений остаются открытыми.

Малый Новокавказский мост
Один из пролётов моста разрушен

Верхняя часть каждой опоры имеет небольшие арки, которые не заполнены камнем. Сложно судить о том, зачем они были сделаны, но можно предположить, что это было необходимо для облегчения общей массы моста. Одна из арок возле разрушенного моста была строителями всё-таки заполнена камнем и даже оштукатурена.

Каменно-бетонный свод пролёта утрачен

Исследователи «Туапсинки» утверждают, что западнее большого моста находился небольшой мост через р. Егорлык, который мог использоваться как служебная или временная ветка дороги. Поэтому появилась версия о том, что Новокавказский мост не был достроен.

В разрезе можно разглядеть каменную забутовку моста
На мосту установлена самодельная табличка, которая рассказывает одну из версий разрушения моста
Вид изнутри на последнюю опору

Мост был построен из местного камня — ракушечника, который добывался неподалёку. Фасадные стороны Новокавказского моста были облицованы штучным обработанным камнем. Внутренние поверхности и забутовка моста были заполнены колотым природным камнем, соединённым бетонным раствором.

Река Егорлык
Трещины на опоре вызывают опасения относительно дальнейшей сохранности моста

Похоже, что представленная на фотографии опора моста начала разрушаться давно. Воды реки Егорлык, которые подмывают грунт, «помогают» в разрушении Новокавказского моста. Причина отсутствия последнего восточного пролёта моста объясняется по-разному. Некоторые краеведы утверждают, что он был взорван. Кое-кто утверждает, что мост вовсе не был достроен. В пользу этой версии может послужить отсутствие обломков пролёта. Однако сведения о работе железной дороге эту версию опровергают.

Новокавказский мост. Вид с юго-запада

Представленная фотография является хорошей иллюстрацией того, как со временем деградировала насыпь железной дороги. Из-за сложного рельефа местности строителям пришлось делать высокие насыпи, которые оказались бессильны против оползней. Сегодня железнодорожная насыпь утрачена во многих местах. От этого мосты, как бы повисшие в воздухе без начала и конца, выглядят ещё интересней.