Бескрайнее степное Ставрополье хранит множество интересных тайн. Под плодородным слоем почвы скрыты древние захоронения и не менее древние города. Ставропольская земля полита кровью воинов, которые защищали Родину в годы Великой Отечественной войны, солдат, погибших в революционное время и Гражданскую войну. Стёрты с лица земли старинные крепости, которые защищали южные рубежи страны. Но некоторые следы прошлого ещё сохранились.
Речь идёт о мостах Ставрополь-Туапсинской железной дороги. Она была построена в начале XX века, но действовала совсем недолго. В годы Гражданской войны участок железной дороги от Армавира до Ставрополя был разрушен. Единственным напоминанием об этой дороге остаются бетонные и каменные мосты, перекинутые через реки и глубокие балки.

В недрах столичных и региональных архивов сохранилось большое количество документов, посвящённых строительству железной дороги между Туапсе и Ставрополем. Удивительно то, почему до сих пор многие вопросы по этому масштабному инженерно-техническому комплексу сооружений остаются открытыми.


Верхняя часть каждой опоры имеет небольшие арки, которые не заполнены камнем. Сложно судить о том, зачем они были сделаны, но можно предположить, что это было необходимо для облегчения общей массы моста. Одна из арок возле разрушенного моста была строителями всё-таки заполнена камнем и даже оштукатурена.

Исследователи «Туапсинки» утверждают, что западнее большого моста находился небольшой мост через р. Егорлык, который мог использоваться как служебная или временная ветка дороги. Поэтому появилась версия о том, что Новокавказский мост не был достроен.



Мост был построен из местного камня — ракушечника, который добывался неподалёку. Фасадные стороны Новокавказского моста были облицованы штучным обработанным камнем. Внутренние поверхности и забутовка моста были заполнены колотым природным камнем, соединённым бетонным раствором.


Похоже, что представленная на фотографии опора моста начала разрушаться давно. Воды реки Егорлык, которые подмывают грунт, «помогают» в разрушении Новокавказского моста. Причина отсутствия последнего восточного пролёта моста объясняется по-разному. Некоторые краеведы утверждают, что он был взорван. Кое-кто утверждает, что мост вовсе не был достроен. В пользу этой версии может послужить отсутствие обломков пролёта. Однако сведения о работе железной дороге эту версию опровергают.

Представленная фотография является хорошей иллюстрацией того, как со временем деградировала насыпь железной дороги. Из-за сложного рельефа местности строителям пришлось делать высокие насыпи, которые оказались бессильны против оползней. Сегодня железнодорожная насыпь утрачена во многих местах. От этого мосты, как бы повисшие в воздухе без начала и конца, выглядят ещё интересней.