По следам Кавказской Алании. Шоана

Шоанинский храм

Шоана. Над селом Коста Хетагурова возвышается причудливая останцовая скала, сложенная диабазами и порфиритами, с высокими скальными стенами, причем, в два яруса. Эта живописная скала называется Шоана или по старым источникам Чуна. Высота ее 1130 м. Обрывы имеют высоту 50-100 метров.

Наверху скалы — площадка 120 на 60 метров. Со сванского диалекта грузинского языка название «Шоана» переводится как «иноверец». На карнизе этой скалы с юго-западной стороны находится живописный средневековый православный храм X-XI вв. Он был выстроен во времена Алании Кавказской, которая к тому времени приняла христианство как государственную религию. Крестово-купольный храм является прекрасным образцом византийского культового зодчества. Здание каменное, но некоторые части были изначально выложены кирпичом хорошего качества.

Строили его, по всей видимости, византийские мастера или абхазские строители, но прошедшие хорошую византийскую школу. Храм стоит в неприступном месте, поскольку в средние века мог также при необходимости выполнять роль крепости. Почти до храма можно доехать по каменистой ухабистой дороге из села. Но последнюю сотню метров нужно идти пешком по тропинке, в том числе по карнизу скалы. Если доступ на эту тропу закрыть, то храм станет совершенно неприступным. Тропа к храму проходит мимо развалин основанного в конце XIX в. Свято-Георгиевского мужского скита, где с 1896 и до 1920-х гг. жили монахи из Александро-Афонского Зеленчукского монастыря. В те годы храм использовался для богослужений как церковь Св. Георгия Победоносца.

При ските была церковно-приходская школа. Со времени существования скита на горе Шоана сохранилась роща тиса ягодного. Храм в настоящее время, к счастью, не заброшен. Во время православных праздников осетинская община проводит здесь богослужения. В алтарной апсиде находятся иконы. Здесь же ставят свечи. Слабые следы фресок в храме были видны в середине XIX в. Не сохранилась до настоящего времени исконная кровля из каменных плит.

Место около храма связано с почитанием самого главного по осетинским представлениям святого — Георгия, которого осетины именуют по-своему «Уастырджи». Около развалин скита на черной мраморной плите — традиционное изображение Уастырджи на трехногом коне. По мнению историков, во времена Алании Кавказской при Шоанинском храме располагалась кафедра хумаринского епископа — одного из важнейших церковных иерархов государства.

В 1829 г. храм посетил архитектор Дж. Бернардацци, оставивший о нем восторженные записи в своем дневнике. Поблизости от храма обнаружены могильники языческого времени (V-VII вв.) с искусственно деформированными черепами, что, как принято считать, служило у алан признаком знатности. Внутри самого храма тоже некогда были погребения: в полуподземном склепе и в гробах. Причем, одни гробы были деревянными, а другие — сплетенными из прутьев.

Источник: В.С. Яновский. Северный Кавказ от Адыгеи до Дагестана