Вдоль Кубани. Черкесск — Орджоникидзевский

Черкесск — Орджоникидзевский (47 км). Для ознакомления с ущельем Кубани следует ехать от города Черкесска по трассе на город Карачаевск. Горы Пастбищного (Мелового) хребта начинают постепенно подниматься с западной стороны, за рекой. Это гряды, сложенные белыми слоистыми известняками. Кое-где на горах произрастают лиственный лес или рощи орешника или фундука, бузины, боярышника и др.

Оглавление:

Усть-Джегута

Затем дорога проходит через город Усть-Джегута, вытянутый вдоль реки на несколько километров. Напротив города, на левом берегу Кубани находится старое абазинское село Кубина, основанное как аул Кубанско-Лоовский в 1839 г. Рядом с селением археологами найдено городище и средневековые могильники. В одном из погребений нашли металлическую пряжку древнерусского типа XI в. От Усть-Джегуты горы начинаются и с левой стороны от дороги, хотя это только едва выделяющиеся гряды с гладкими очертаниями.

Затем дорога проходит по берегу Усть-Джегутинского водохранилища со стороны галереи водосброса. Водохранилище, находящееся слева от дороги, живописно, поскольку противоположный его берег — это горные утесы, кое-где даже скалистые. За городскими домами дорога проходит мимо тепличного комплекса «Южный» (справа от трассы), после которого находится живописный мост через Кубань. В этом месте течение реки достаточно спокойное из-за того, что входит в резервуар водохранилища.

Очень интересны берега реки в этом месте. Они обрывистые, иногда даже под отрицательным углом. Известковые скалы здесь сложены тонкими ровными слоями. Известняк желтоватый по цвету. Местами с обрывистых берегов свисают веточки папоротников и других представителей флоры, любящих расти в камнях. На правом берегу Кубани за мостом находится гипсовый комбинат, где производят крупноразмерные стеновые блоки для строительства коттеджей. И вообще город является крупным центром производства строительных материалов.

Скоро дорога проходит через поселок Важный. Он был основан казаками как хутор, а назван так потому, что место, в котором он расположен, имело важное стратегическое значение в ходе освоения этих мест Россией. Западный обрывистый берег Кубани сложен желтоватыми доломитизированными известняками, а по восточной стороне ущелья — горы с луговыми склонами и невысокими скалами. Причем, известняк здесь зачастую окрашен в красный цвет за счет гидроксидов железа.

По глубоким оврагам растут лиственные рощи. Встречаются такие кустарники горной зоны как барбарис, шиповник. Много боярышника. Затем дорога поднимается высоко над рекой, проходит через сосновые посадки. Здесь склон подвержен оползням, поэтому дорогу все время чинят, но это не дает долговременного эффекта. При определенном положении солнца на противоположном берегу Кубани можно разглядеть в верхнем ярусе скал сквозное отверстие немного сплюснутое по форме, а не круглое. Это одна из нескольких «Кольцо-Гор», а точнее даже «Кольцо-Скал» на Северном Кавказе.

Станица Красногорская

Вскоре после сосновых посадок дорога входит в станицу Красногорскую, которая изначально называлась Николаевской. Этот казачий населенный пункт был основан в 1861 г. сейчас здесь живут далеко не только потомки кубанских казаков, но также много карачаевцев. Название станице было дано не случайно, а именно в честь красноватых известковых скал отрогов Скалистого хребта.

В 1873 г. в районе станицы было обнаружено месторождение огнеупорных глин и глинозема, которые являются сырьем для производства керамических изделий. На южной окраине станицы справа от дороги находится овальная в плане башня (10 на 13 метров) и участок стены старой русской крепости, которая была выстроена в стратегически важном месте у брода через Кубань в пору жаркой борьбы с закубанскими горцами. Возвели крепость в 1832 г. Уже в конце XIX столетия упраздненную крепость использовали как хлев для телят. Затем ее башня долгое время просто пустовала, но сохраняла исторический облик.

К сожалению, недавно крепость была «отреставрирована» неким частным лицом так, что утратила свой оригинальный вид. Здесь открыто нечто вроде частного краеведческого и этнографического музея. Крепость стоит на достаточно высоком берегу Кубани. Река здесь широкая, разделяется на рукава, которые потом соединяются вновь. В конце XIX в. здесь был выстроен весьма основательный мост с мощными опорами, одна из которых сохранилась до настоящего времени. Также через реку здесь переброшены легкие, но очень длинные подвесные мосты, где с трудом могут разойтись два человека. Когда местные жители переходят по ним через Кубань, это вызывает восхищение у приезжих. Такие же мосты можно видеть в районе города Карачаевска.

Сары-Тюз

За Красногорской дорога вступает в полупустынную местность под названием Сары-Тюз («желтая равнина» — карач.). Нигде в округе нет леса. Растительность соответствует ковыльным степям. Массивы скалистого хребта обрываются вертикалями доломитизированного известняка. Дорога минует карачаевский поселок Сары-Тюз, основанный в 1924 г., а затем поселок городского типа Правокубанский, основанный в 1984 г. и предназначенный для расселения строителей каскада Зеленчукских ГЭС. Эти ГЭС должны были использовать гидроэнергетический потенциал ледниковых рек КЧР — притоков Кубани. Предполагалось также перебросить в Кубань воды рек Большой Зеленчук, Маруха и Аксаут для лучшего обводнения Большого Ставропольского канала. Проект этот не осуществили, видимо, скорее к счастью, чем к сожалению. Летом 2002 г. во время катастрофического наводнения Кубань затопила и разрушила могучим течением тысячи жилых усадеб, унесла жизни многих людей. Если бы воды других рек перебрасывались в Кубань, то последствия были бы еще трагичнее и достигли бы масштаба гуманитарной катастрофы.

За Правокубанским еще один мост через Кубань, зажатую между песчаниковыми скалами. Местами скалистые берега загибаются козырьками над руслом. Дорога вступает в аул Кумыш («серебро» — карач.). Направо в тоннель уходит дорога на станицу Зеленчукскую и далее на Курджиново и Майкоп. Дорога в верховья Кубани продолжается на юг. За аулом Кумыш, у въезда в поселок Орджоникидзевский расположен мемориал защитникам перевалов Кавказа (1968 г.; арх. А. Чиковани и В. Давитая, скульп. Г. Каладзе), которые держали оборону во время наступления гитлеровцев в 1942 г. и начали контрнаступление в 1943 г. Вкопанные в склон горы бетонные плиты символизируют неприступность кавказских перевалов перед лицом врага. Еще выше расположена двойная стела-бойница. Музей-памятник выстроен из железобетона и напоминает по форме дот. Средства на сооружение памятника были собраны молодежью из Карачаево-Черкесской автономной области, Дагестана, Грузии и др. краев и республик.

Источник: В.С. Яновский. Северный Кавказ от Адыгеи до Дагестана