Вдоль грецкого ореха в Солнечную долину. Чегем — Хуштосырт

Чегем — Хуштосырт (37 км). Начинается дорога в этот удивительный край от небольшого одноименного реке городка. Местность здесь равнинная и в пасмурную погоду ничего не говорит о том, какие красоты скрываются в нескольких десятках километров отсюда.

Асфальтовая дорога в ущелье начинается от федеральной трассы Кавказ. До селения Лечинкай дорога идет по ровной местности, а по сторонам от нее тянутся посадки грецкого ореха. Немного не доезжая села Лечинкай слева от трассы можно увидеть кабардинский мусульманский мавзолей 1851-1852 гг. Он представляет собой шестигранную в плане постройку с плоской крышей и небольшим окошком. Рядом, видимо, когда-то находилось еще несколько таких мавзолеев, но они разрушились. Подобные, но более старые сооружения являются достопримечательностью верховьев ущелья. Рядом с мавзолеем есть также несколько погребальных курганов и мусульманская надгробная стела XIX в. из камня.

Село Лечинкай — самый длинный на пути населенный пункт. При том, что здесь всего лишь несколько параллельных улиц, протяженность самой главной из них (она же автодорога в ущелье) не менее 7-8 километров. Лечинкай населен кабардинцами. До тотального переименования кабардинских сел в 1920 г. населенный пункт назывался Тохтамышево в честь местного феодального рода. Сейчас уже никто не скажет, когда селение было основано.

По поводу названия существуют разные версии. Одни считают, что село названо по имени расположенной неподалеку желтой песчаниковой скалы, где девушка-богатырь Лашин победила в единоборстве вражеского воина-богатыря. Подобные легенды у кавказских народов являются наследием древнего матриархата, который бытовал у многих кавказских племен в древности. Так, пережитки его имелись у сармат, нескольких древних племен Восточного Кавказа и Закавказья, известных у античных авторов под именем амазонок. По другой версии «Лечинкай» является искаженным тюркским названием «Лячин Кая», что в переводе значит «Соколиная Скала». В Лечинкае нет никаких исторических достопримечательностей, поскольку каменные и кирпичные здания кабардинцы стали строить только в ХХ в. Турлучные и саманные постройки бытовавшие ранее, были весьма недолговечны в условиях достаточно влажного климата.

Северный край села лежит на равнине, а южный упирается в невысокие горы, покрытые густыми лесами. Позади некоторых усадеб можно увидеть огромные, сглаженные временем и природными силами, валуны.

В районе села в середине XVIII в. произошло крупное восстание кабардинских крестьян против собственных феодалов.

После Лечинкая извилистая дорога проходит по живописной местности. Густые лиственные леса, состоящие из бука, граба, орешника, дуба, мелколистного клена и др., покрывают горы до самых вершин. Издавна эти места славились как великолепные охотничьи угодья — здесь встречаются кабаны (в буковых), косули (в дубовых зарослях) и другие крупные животные. Даже медведи. В этих же местах ниже дороги, у самой реки есть слаботермальный минерализованный источник, который пользуется популярностью, как у местных жителей, так и у туристов.

По мере продвижения вглубь ущелья горы становятся все выше, и на вершинах лес сменяется альпийскими лугами. Наконец, дорога переходит на другой берег реки и начинается первое на пути балкарское селение Нижний Чегем, которое до 1920 г. называлось Чижок-Кабак. Как и Лечинкай это село очень вытянуто вдоль узкой долины. Но если в Лечинкае усадьбы расположены компактно, то в Нижнем Чегеме отдельные кварталы разбросаны по обоим, чрезвычайно крутым, берегам реки.

Село не слишком старое и возникло после отмены крепостного права в Балкарии, что произошло в 1867 г. Тогда безземельным крестьянским семьям выделили наделы в низовьях ущелья, в месте с более мягким климатом, чем на их родине. Чегемские крестьяне стали строить дома «русского типа», которые отличались от традиционных жилищ наличием нескольких жилых помещений и русской печки в центре. Благодаря более теплому и влажному климату жители села смогли заняться здесь садоводством, тогда как в родных аулах таковой возможности не имели. Народный поэт Кабардино-Балкарии Кайсын Шуваевич Кулиев, родившийся в верховьях Чегема, писал о своем детстве:

Вот Бекболат у сванов в стороне,
За перевалом, недоступным глазу,
Два яблока выпрашивает мне,
А я не видел яблока ни разу…

В селе Нижний Чегем дорога пересекает речку Кийикчи-Су («речка охотников на туров» — балк.).

Через несколько километров после Нижнего Чегема дорога вступает в первую относительно неглубокую теснину в горах Мелового хребта. В нескольких сотнях метров слева от дороги находятся так называемые Малые водопады. Среди них особенно выделяется производящий большое впечатление водопад Андай-Су образованный одноименной речкой. Довольно мощная струя воды падает с обрыва высотой около 30 метров, в известковой расселине. Причем, скала промыта таким образом, что напоминает половинку не то кувшина, не то бутылки. За это водопад прозвали еще «Бутылочным Горлом». Особенно водопад впечатляет после сильного дождя, когда горная река становится полноводной. Тогда мощная, почти кофейного цвета струя с колоссальным шумом падает на камни.

После первой теснины ущелье Чегема расширяется. Дорога вступает в так называемую Солнечную долину. Здесь раскинулось балкарское селение Хушто-Сырт. Оно упоминается еще в письменных источниках рубежа XVIII-XIX вв. Местные жители, как и везде в горах Кабардино-Балкарии, живут за счет скотоводства — разводят лошадей, коров, овец, коз, а с 1980-х годов также яков. Занимаются огородничеством. Но из-за наплыва туристов к знаменитым Чегемским водопадам, к занятиям жителей Хушто-Сырта добавилось сувенирное производство. В основном это изготовление шерстяных и войлочных изделий. Другим важным источником заработка стала организация общественного питания. Одна из улиц села представляет собой два сплошных ряда кафе, где туристам предлагают блюда национальной кухни — шашлык, жаубауур (шашлык по-хански из печени), хычыны (национальные пироги с сыром или мясом) и кисломолочный напиток айран.

Источник: В.С. Яновский. Северный Кавказ от Адыгеи до Дагестана