Сквозь Медвежье Ухо. Хушто-Сырт — Чегемские водопады — Булунгу

Хушто-Сырт — Чегемские водопады — Булунгу (25 км). Наконец, после села Хушто-Сырт дорога делает поворот и приближается ко второй — самой грандиозной теснине ущелья. Кажется, что это даже не теснина, а какая-то щель, трещина, образованная в скалах. По-балкарски она зовется Су-Аузу, что значит «Вода из горла».

Оглавление:

Дорога в Чегем

Кажется, что из какого-то бездонного горла вырывается здесь вода шумного Чегема. Дорога вступает в теснину, и путники попадают в вечный полумрак. Есть тут и такие участки, которых никогда не касаются прямые лучи солнца. Над головой нависают скалы. В любом удобном месте — в расщелинах, нишах растут камнеломки, колокольчики, папоротники. Кое-где прямо по скалам протянут электрический кабель — ведь электричеством снабжаются даже самые отдаленные селения ущелья: Эл-Тюбю и Булунгу. Для того чтобы построить дорогу в этой теснине, ее строителям в свое время пришлось взрывать скалы. До этого здесь проходила только узенькая вьючная тропа. Вот почему знаменитые ныне водопады Чегема практически не были известны путешественникам до 1930-х годов. Протяженность теснины составляет около 5 километров и ближе к ее концу находятся водопады.

В начале теснины, с левобережной (западной) стороны 30-метровый водопад «Девичьи Косы». Он ниспадает со скалы в промытой «собственными усилиями» расселине.

Чуть не доезжая основной части водопадов, слева от дороги видна очень узкая щель в скалах, которую прозвали «Медвежьим Ухом». По ее дну протекает очень чистый и прозрачный горный ручей. Сами водопады находятся чуть дальше и представляют собой красивое и достаточно необычное зрелище. Это ничто иное, как чистейшие родники, выходящие из отвесных скал. Их не очень обильные струи падают прямо в реку, поэтому освежиться под ними не представляется возможным. Высота падения воды около 50 метров.

Особенно красивы чегемские водопады зимой, когда на скалах намерзают очень большие, сияющие зеленоватым отсветом, сосульки. Они расположены в несколько рядов, и тогда кажется, что на скале возник какой-то чудесный ледяной орган с трубами различного размера. Балкарцам этот музыкальный инструмент не был известен, поэтому они называли водопады в зимнее время «Сакал-Туп», что значит «Седая Борода». Еще водопады называют «Су-Аузу», как и теснину.

Скалы в теснине водопадов грандиозны. Их высота превышает 300 метров, а сходятся они порой до расстояния 15-20 метров. На узких скальных карнизах каким-то образом цепляются отдельные деревца — сосны, орешник и др. Хорошо в ущелье видна складчатость здешних гор — где-то ровные, а где-то деформированные слои древних известняков. Недаром некоторые переводят слово «Чегем» как «Земля сломалась», хотя эта версия спорна и никто доподлинно не знает значение названия.

Вскоре после водопадов ущелье несколько расширяется. На противоположном от дороги (правом) берегу реки частенько попадаются родники «Девичьи слезы». Это поросшие густым мхом камни, с которых отдельными прозрачными каплями ниспадает многократно очищенная в известковых слоях вода. В этих местах также заметны выходы каменного угля, повсеместно встречающегося под Скалистым хребтом. Здесь добычи не велось по причине неудобного рельефа, хотя еще в конце XIX в. житомирский мещанин З. Фрахтман и кабардинец И. Лиев хлопотали о разрешении добывать уголь на землях владетелей Балкарукова, Кучукова и Барасбиева.

Через несколько километров развилка. Направо уходит каменистая дорога, по которой, миновав перевал высотой более 2000 м., можно выехать в Баксанское ущелье. Местность, в которой находится развилка, называется Ак-Топрак («белая почва» — балк.). До середины 1940-х гг. здесь был аул. Сейчас остались развалины каменных домов и абрикосовые сады.

Дорога после водопадов более сложная, очень пыльная. Асфальт здесь заканчивается. Туристы очень редко продолжают путь дальше водопадов. Более 20 километров нужно проехать от них вверх по ущелью, чтобы достигнуть села Эл-Тюбю — родины Кайсына Кулиева. Виды с каждым километром все грандиознее. Но растительность после теснины намного беднее.

Склоны гор усыпаны камнями, а из здешней флоры — скудная трава, да колючие кустарники вроде терна, можжевельника, облепихи, барбариса, шиповника и др. Скалистый хребет служит непреодолимой преградой для влажных воздушных масс, идущих с равнин Предкавказья. Поэтому воздух во внутренних районах ущелья сухой, а осадков выпадает в несколько раз меньше, чем в предгорьях. Однако ближе к селению Эл-Тюбю встречаются относительно небольшие участки березового леса, который выше Верхнечегемской котловины сменяется сосновым. Помимо березы произрастают высокогорный клен, осина, хмелеграб, можжевельник, изредка тис, оставшийся в качестве реликта.

Селение Эл-Тюбю

За несколько километров до села Эл-Тюбю дорога вступает в третью, также весьма впечатляющую теснину. Особенно поражает воображение известковая скала, расположенная справа от дороги. Ее практически правильная вертикаль имеет высоту более 300 метров. В середине 2000-х гг. от этой скалы отвалился кусок размером с крупный автобус, и, рассыпавшись на части, завалил дорогу. Буквально за несколько минут до этого по дороге проехал рейсовый автобус с местными жителями. «Сюрпризы» вроде камнепадов и лавин часто случаются в горах республики.

В районе теснины, у горы Зинки на восточной стороне ущелья — любимое место парапланеристов и дельтапланеристов. После теснины ущелье значительно расширяется. Здесь царство солнца. Очень редко погода в котловине пасмурная. Даже, когда везде льют дожди, здесь солнце пытается пробиться сквозь тучи. Но климат, несмотря на это, в Верхнечегемской котловине суровый. Из овощей жители сажают лишь капусту, картофель, лук. Первые фруктовые деревья, в основном, яблони, появились только в советские годы. Высота над уровнем моря здесь около полутора километров. Даже в середине лета ночи здесь чрезвычайно холодны.

И вот в этом суровом мире в ноябре 1917 года в семье пастуха и охотника родился Кайсын Кулиев. В 1926 г. поступил в только что открывшуюся первую в ущелье советскую школу в селе Нижний Чегем. Уже через год написал первое стихотворение, а с 1934 г. публиковался в газетах. В 1939 г. окончил ГИТИС, вернулся в Нальчик, где стал преподавать литературу в учительском институте. В 1940 г. вышла первая книга стихов Кулиева «Здравствуй, утро!». Тогда же был призван в армию, а в 1941 г. под Орлом его тяжело ранили. После госпиталя вернулся на передовую уже в качестве военного корреспондента. В 1945 г. уехал в Киргизию, где находился в депортации его народ. Продолжал писать стихи на балкарском и русском языках, занимался переводами. Но почти все его произведения вышли в виде сборников и книг только начиная с 1957 г., когда Кулиев уже вернулся на родину — в Кабардино-Балкарию. Началось время признания и популярности. Стихи поэта переводились на многие языки мира. Кайсыну Шуваевичу не суждено было дожить до старости, и он скончался 4 июня 1985 г. на 68-м году жизни. Лучше поэта трудно написать о его суровой горной родине:

Наш дом лепился у чегемских скал.
Их солнце одевало в позолоту.
Их свет луны таинственный ласкал
В них горцы уходили на охоту…
Едва живой въезжал в аул мой дед
На одноухом муле из долины
По тем тропинкам, где случайный след
Стирали камнепады и лавины.
Тот след петлял по осыпи камней
Ущельями, кинжальной уже раны.
Был мой народ, как древний Прометей
Прикован к скалам, спрятанным в туманы…
И — нет зерна. И — мрачен цвет камней,
И, словно лед, потоков горных воды,
И небеса — потоков холодней,
И, словно щели, узки огороды.
И дворику пространства нет совсем.
Лишь для беды такая щель просторна.
Бесплодный камень холоден и нем.
Из камня горец выжимает зерна.
С ослиным стойлом огород сравним,
Где к двум ослам не поместится третий,
И кукурузу горец вез с равнин,
И зернам нартов радовались дети.

А стремительную реку поэт тоже не обошел своим творчеством:

С камня на камень — то зелен, то ал —
Ты по ущелью, бушуя, бежал.
Песни, пропахшие горечью гор,
Я не могу позабыть до сих пор.
Ах, мой Чегем!

Селение Эл-Тюбю является также родиной учителя Кайсына Кулиева и одного из просветителей своего народа — Саида Османовича Шахмурзаева (1886-1975). Саид Шахмурзаев родился в семье пастуха. Ребенком он побывал в селе Шики у основоположника балкарской письменной литературы, мыслителя и богослова Кязима Мечиева. Затем учился у одного просвещенного хаджи в Учкулане в горах Карачая, затем в Нальчике, Баталпашинске, Крыму. Первое стихотворение «Слово солдата» он опубликовал в 1916 г. в кумыкском журнале «Шарк юлдузу», а в 1927 г.

Саид Шахмурзаев открыл первую советскую школу в родном селе. Шахмурзаев был блестящим знатоком арабской и персидской литературы, этнографом и исследователем истории карачаево-балкарского народа, педагогом, воспитавшим не одно поколение балкарской интеллигенции. Кстати, любопытный факт: балкарцы и родственные им карачаевцы в последние годы существования СССР занимали первое место среди народов страны по удельному весу людей, имеющих высшее образование.

Село Эл-Тюбю похоже на музей под открытым небом. И хотя сюда тоже проникают блага цивилизации (к 2004 году, например, провели газ), но, тем не менее, дух старины здесь царит повсюду. Сохранились каменные дома возрастом по нескольку сотен лет. В центре селения возвышается старинная башня, которую, то ли в конце XVII, то ли начале XVIII столетия строили приглашенные сванские мастера. Принадлежала эта башня местным князьям Балкаруковым, которые были в родстве с Тарковскими шамхалами и в XVIII в. уже вполне исламизировались. Одной из священных реликвий семьи был привезенный из Дагестана Коран XIV в. В конце XIX в. в селе была выстроена мечеть с минаретом (не сохранилась), а при ней была школа, где местные дети изучали Коран. В начале ХХ в. Балкаруковы владели единственным сыроваренным заводом в ущелье.

В центре селения, у моста — памятник К. Кулиеву в виде бюста. Неподалеку отсюда можно увидеть старинные сакли из камня с плоскими дерновыми крышами, на которых раньше выращивали ячмень и овес за недостатком пахотной земли, а после сбора скудного урожая, выпускали пастись коз. Старинные постройки села стали естественными декорациями, когда здесь снимался художественный фильм А. Балабанова «Война» (2002 г.).

Сейчас уже никто не знает, когда появилось это селение. Однако его название говорит о том, что оно было основано на месте некого еще более старого населенного пункта. В дословном переводе «Эл-Тюбю» означает «основание села». То есть, когда основали нынешнее село, здесь уже были развалившиеся фундаменты каких-то более древних построек. В нескольких сотнях метров от селения находится памятник истории и культуры — «городок мертвых», в котором сохранились «дома мертвых» или «кешене» эпохи раннего средневековья (X-XII вв.) и более поздние — мусульманские мавзолеи конца XVII — начала XVIII вв.

Древние «кешене» называют «христианскими», хотя они, несомненно, представляют собой результат наслоения друг на друга самых различных культурных влияний. Подобные четырехгранные дома мертвых с двухскатными кровлями и маленьким окошечком с лицевого фасада встречаются в горах Осетии, Ингушетии, в Черекском ущелье Кабардино-Балкарии и даже в верховьях реки Кубани близ карачаевского селения Карт-Джурт.

Есть мнение о том, что обычай хоронить покойников в таких «домах мертвых» — это один из пережитков зороастризма, который получил некоторое распространение среди населения Алании Кавказской в раннее средневековье. По зороастрийским обрядам, мертвое тело не должно было осквернять священную стихию земли, поэтому закапывать его в землю запрещалось. Кремация была также исключена, поскольку огонь — тоже священен. Аналогично и с водой. Вот и приходилось изолировать тело с помощью специальных сооружений. В Персии — это были «башни молчания», а на Кавказе — сухие пещеры, погребения в оссуариях (специальных сосудах для сбора костей) и «домах мертвых». Когда зороастризм был вытеснен христианством, а затем возродившимся с новой силой язычеством (из-за уменьшения влияния Византии), традиции долгое время продолжали сохраняться.

Мусульманские мавзолеи, в отличие от более старых кешене, увенчивались куполом и имели по 6 или 8 граней. В этих поздних сооружениях захоронены далекие предки нынешних жителей селения. В отношении «кешене» мы этого с абсолютной уверенностью сказать не можем. На одном из мавзолеев Эл-Тюбю сохранилась каменная «шишечка», которая говорит о том, что мужчины рода, которому принадлежит данный мавзолей, еще пока живы, хотя в этом мавзолее уже давно никого не хоронят.

По дороге из села к «городку мертвых» обращает на себя внимание оросительный канал — отведенное в сторону русло горного ручья. Канал был создан не одно столетие назад и служил, очевидно, для полива полей в нижней части склона. Стоило установить в канале заслонку, как вода начинала переливаться через невысокий земляной бортик и орошала посевы внизу.

Из «городка мертвых» можно увидеть самое отдаленное село в ущелье — Булунгу. В него можно проехать по автодороге. От Эл-Тюбю до Булунгу остается только 6 километров. Булунгу — более крупный населенный пункт. Однако памятников старины здесь меньше. Только у ручья Кору на окраине селения есть мусульманский мавзолей, схожий с эл-тюбинскими. Центральная площадь в Булунгу заасфальтирована. Необычное впечатление производит новое здание школы, которое как бы отделено от улицы небольшим кладбищем.

Источник: В.С. Яновский. Северный Кавказ от Адыгеи до Дагестана