К верховьям Кубани. Нижнекаменномостское — Карт-Джурт

Нижнекаменномостское — Карт-Джурт (53 км). Ущелье в районе Каменного Моста неглубокое, поросшее густыми лиственными лесами из бука, осины, березы, дуба, граба, ясеня, клена и др. пород. Ближе к реке, а также на влажных северных склонах растет ольха. Можно встретить также дикую яблоню и дикую грушу.

В некоторых местах над окружающими горами поднимаются скальные пики-останцы. Горы здесь сложены уже не осадочными породами, а гранитами, сланцами и др., разработка которых ведется в окрестностях Каменного Моста. В этих местах археологами был найден средневековый бронзовый крест-энколпион.

За длинным селом Верхнекаменномостским на поляне расположены здания бывшей базы спортивного общества «Спартак». Перед поворотом ущелья на восток (13-й километр от Карачаевска), справа от дороги виден разрушенный разливом реки автомобильный мост. В нескольких сотнях метров за рекой на вершине скалистого утеса виден небольшой домик с двускатной крышей, который весьма причудливо смотрится на краю высокого обрыва. От этого места ущелье Кубани значительно сужается. Берега высокие и скалистые.

Этот участок ущелья называется Аман-Ныхыт, что значит «плохая дорога (проход)» по-карачаевски. Скальные вертикали за рекой являются склонами горы Гиляч. Более пологие склоны этой горы были заселены с древних времен. Археологами было обнаружено древнее городище с остатками каменных домов. Здесь же были обнаружены остатки средневековой церкви аланского времени, наземные прямоугольные склепы из хорошо обработанных камней. Найдены были также фрагменты дольменообразного склепа с рельефными изображениями наподобие кяфарских (см. главу «Кяфар»).

Урочище Индыш-Аягы

Далее ущелье ненадолго расширяется. Дорога проходит через урочище Индыш-Аягы (24-й километр от Карачаевска), название которого в переводе с карачаевского языка означает «устье реки Индыш». В нескольких километрах от дороги, в ущелье Индыша находятся нарзанные источники, которые по составу напоминают находящиеся в ущелье Мары. Нарзаны часто посещались туристами во времена всесоюзных маршрутов ВЦСПС, когда в урочище Индыш-Аягы существовал летний туристский приют «Кубань».

В ущелье речки Индыш (урочище Марджа) еще несколько десятилетий назад были интересные наземные гробницы из небольших каменных блоков — своеобразные «дома мертвых» с четырехскатными крышами. В урочище в начале XVII в. произошло сражение между карачаевцами и войском крымского хана, который хотел поработить карачаевский народ. Преимуществом крымцев была их численность, преимуществом карачаевцев — прекрасно им знакомая и благоприятствующая ведению партизанской войны горная местность.

Кстати, у карачаевцев до сих пор сохранилось предание о том, что некоторая их часть оказалась в свое время в Крыму и только через несколько десятилетий вернулась на родину. В настоящее время практически невозможно сказать, когда произошли указанные события. Впрочем, пребывание карачаевского народа «в Крыму» не обязательно означает то, что они проживали непременно на территории Крымского полуострова. Под «Крымом» могли подразумеваться и кавказские земли Крымского ханства, находившиеся на левобережье Кубани.

Даутское ущелье

Вскоре после урочища Индыш-Аягы ущелье снова некоторым образом сужается и направо уходит дорога в ущелье реки Даут (Дуут). Причем, начинается этот путь с так называемого «Красного моста», который полностью оправдывает свое название, поскольку выкрашен в красный цвет. Мост этот появился еще в 1930-х гг. Даутское ущелье достаточно длинное (около 40 км), глубокое и узкое, но не такое разработанное речными водами как Кубанское. В верховьях Даута до Великой отечественной войны находились небольшие карачаевские аулы, а точнее выселки Джазлык и Дуут. В советские годы здесь была основана база отдыха Пятигорского государственного фармацевтического института. Название «Даут» — это, собственно, карачаевское имя, которое соответствует кораническому имени Дауд, происходящему от библейского имени Давид.

После развилки на Даутское ущелье основная, ведущая в верховья Кубани, дорога переходит на левый (западный) берег. Мост расположен как раз близ устья Джалан-Кола — небольшого правобережного притока Кубани. Место красиво не только окружающими лесистыми и скалистыми горами, но также видом на Эльбрус, который открывается отсюда в ясные дни. Гора видна с необычного ракурса и расположена к юго-востоку от устья Джалан-Кола. Восточная вершина горы не видна, так как ее полностью скрывает более высокая западная. Хорошо обозревается и весьма массивная «подошва» высочайшей горы Кавказа.

Река Худес

Следующий за Джалан-Колом правобережный приток — это река Худес. Верховья ее отличаются особым очарованием. Это какой-то особый мир с ландшафтами, непохожими на окружающие местности. Здесь находится стык Бокового хребта (представлен хребтом Садырла высотой около 3500 м.) и обширными плоскогорьями. Склоны гор в верховьях Худеса покрыты густыми сосновыми лесами. Внизу деревья более прямоствольные, а чем выше от дна ущелья — тем более корявыми они делаются. Некоторые деревья могут обхватить только два взрослых человека.

У слияния Худеса с его притоком Чучхур при прокладке дороги взрывали скалу и в ней образовались как бы ворота. Их называют «Волчьими», а в последнее время чаще всего «Золотыми». В нескольких километрах к югу отсюда, на склоне хребта Садырла, у границы леса и альпийских лугов находится одно из самых красивых и чистых озер республики — Хурлакёль. Река Худес берет начало из серных болот на плато Бечасын в районе урочища Баркулнаук. Вода в этих болотах содержит вырабатываемый бактериями сероводород, из-за чего сам Худес близ истоков имеет специфический запах и, ко всему прочему, отличается отсутствием форели.

На левом берегу Кубани, напротив устья Худеса лежит так называемый Камень Карчи. Назван он в честь легендарного предводителя карачаевского народа — Карчи, жившего, если верить некоторым преданиям, во времена Тамерлана. Это одно из почитаемых карачаевцами мест. Камень считается священной реликвией народа. Некоторые приписывают ему метеоритное происхождение. Именно так сказано и во многих описаниях Карачая, сделанных в XIX и ХХ вв. Относительно недавно было доказано его магматическое происхождение (видимо из жерла Эльбруса). В старину карачаевцы откалывали от камня кусочки и использовали их в качестве оберега или же клали в основание строящегося дома. К камню приводили беременных женщин, считая, что прикосновение к нему сделает будущего ребенка счастливым.

Серебро-свинцовый рудник «Эльбрус»

Дальше по ущелью, на правом берегу Кубани расположены развалины работавшего некогда рудника «Эльбрус», открытого в 1891 г. за счет российско-бельгийского капитала. Здесь добывали серебро-свинцовую руду. Было начато, но так и не закончено строительство железной дороги для вывоза руды. Рудообогатительный завод с лабораторией был выстроен в устье реки Индыш и соединен с рудником телефонной линией. Там же в то время работала электростанция и строился электролитический завод для электролиза цинка из серебро-свинцовой руды. Был свой минералогический кабинет.

В 1891-1892 гг. здесь работал конторщиком ссыльный просветитель осетинского народа Коста Леванович Хетагуров. Одновременно с ним трудился карачаевский поэт, художник и просветитель Ислам Пашаевич Крымшамхалов. Предприятие было большое. К началу ХХ в. в штольнях и на подсобных работах трудилось в общей сложности около 2 тысяч человек. Рабочий день 8-часовой — мечта любого российского рабочего тех лет. Однако отправка металла на подводах до самой железнодорожной станции Невинномысской, а оттуда во Францию и Бельгию, обходилась дорого. Государство отказалось субсидировать предприятия, и рудник вместе с заводами закрылся. Работу возобновил только в 1904 г. как акционерное «Горное общество горы Эльбрус» с помощью английского капитала. Работа рудника прекратилась в советские годы. Некоторое время здесь располагалась учебная база Московского горного института.

Постройки рудника находятся в узкой части ущелья, где на скалах растут и лиственные деревья и сосны. Когда же ущелье расширяется, то дорога вступает в относительно широкую долину. Путь проходит через поселок Эльбрусский (39 километров от Карачаевска), где после распада СССР практически ничего не было построено. Сохранилось немало деревянных «финских» домиков с красивыми черепичными крышами.

Селение Карт-Джурт

За поселком Эльбрусский дорога переходит на правый берег Кубани и приводит в старинное карачаевское селение Карт-Джурт. В переводе название его означает «древнее поселение». Аул считается самым старым в Карачае, хотя селения Учкулан и Хурзук имеют примерно такой же возраст. Кроме того, Карт-Джурт неофициально считался столицей Большого Карачая. Пожалуй, нынешний Карт-Джурт уступает Хурзуку по количеству сохранившихся старых домов, но все же здесь уцелело несколько старых срубных домов под дерновыми крышами, которым несколько сотен лет. Можно здесь увидеть и турлучные дома, т.е. построенные из плетня и обмазанные глиной.

В Карт-Джурте находится несколько домов, построенных по грузинской традиции. Они имеют обширные, иногда вокруг всего дома, незастекленные террасы-веранды, нежилой цокольный этаж и высоко поднятый над землей жилой. Эти дома относятся к периоду между 1943 и 1957 гг., когда карачаевцев депортировали по приказу И.В. Сталина, а их аулы были заселены сванами после отнесения территории Карачая к Грузинской ССР.

Достопримечательностью аула является выстроенное в начале ХХ в. скромное здание народного училища (школы), где до революции учительствовал известный на Кавказе советский политический деятель Умар Джашуевич Алиев (1895-1937). Он был уроженцем Карт-Джурта, создателем карачаево-балкарской азбуки, автором первого систематизированного описания грамматики карачаево-балкарского языка. В 1914 г. он получил исламское духовное образование в Темир-Хан-Шуринском медресе.

После революционных событий 1917 г. лично познакомился с В.И. Лениным, организовал первый профсоюз мусульманских учителей. Затем был председателем Ревкома Карачаево-Черкесской автономной области, директором Северо-Кавказского НИИ истории, экономики, языка и литературы, а также музея горских народов. В 1930-х гг. преподавал карачаево-балкарский язык в ГИТИСе и арабский язык в МГУ. В 1937 г. пал жертвой сталинских репрессий. К сожалению, здание школы, в которой учительствовал Алиев, разрушается. Около нее растут очень старые тополя, высаженные еще в правление Николая II.

Еще более значительной достопримечательностью селения является старейшее в Карачае кладбище. Оно расположено на противоположном, т.е. левом берегу Кубани. Кладбище не является объектом показа для туристов и огорожено. Но некоторые гробницы видно даже с правого берега Кубани. В настоящее время точно не известно, каким веком датируются наиболее старые захоронения, так как они обозначены необработанными глыбами камня или речными валунами, на которых совершенно отсутствуют надписи и другие знаки. Весьма древними являются захоронения в виде надземных прямоугольных каменных «ящиков» без перекрытия и с каменными «шишками» по углам. Аналогичные гробницы имели место в средневековой Осетии.

Дома мёртвых «кешене»

Наиболее впечатляют несколько сохранившихся «домов мертвых», называемых в Карачае и Балкарии «кешене». Это прямоугольные в плане постройки с каменными же двускатными крышами. Внутри таких сооружений мог покоиться один знатный человек, а могли помещаться останки и нескольких представителей того или иного рода. В «кешене» имелись окошки, которые в старину закрывали деревянными заслонками. Подобные сооружения имеются в Кабардино-Балкарии (Чегемское и Черекское ущелья), и в Северной Осетии, где называются «дзоппадзами», а также в Ингушетии и Чечне, где известны как «каш». Такие надземные гробницы датируются эпохой средневековья.

В самой большой гробнице были две погребальные камеры. Верхняя камера представляла собой как бы мансарду. Эта гробница принадлежала, согласно преданиям, легендарной княгине Гошаях. Карт-джуртские «кешене» принято относить к XVII в., но высказываются предположения об их более древнем происхождении. Несомненно, эти усыпальницы возводились и использовались местным населением еще до принятия ислама, когда здесь господствовала смесь христианских пережитков с древними языческими культами. Весьма интересно мнение исследователей о том, что подобные погребальные сооружения имеют связь с пришедшей на Кавказ в VI-VIII столетиях древней религией Ирана и Средней Азии — зороастризмом. Согласно канонам учения Зороастра (Заратустры), мертвое тело запрещалось погребать в земле, сжигать в огне и топить в воде, дабы не осквернять трупным разложением священные стихии. Следовало положить тело куда-нибудь так, чтобы оно не соприкасалось с почвой и водой.

В Персии, а затем и Индии последователи зороастризма использовали так называемые «башни молчания», где тела покойников склевывали птицы. На Северном Кавказе известны изолированные от почвы и воды захоронения в пещерах. Но гробницы-«кешене», вероятно, считались также одним из дозволенных канонами зороастризма способов погребения. «Кешене» Карт-Джурта имеют разную степень сохранности. Одно сохранилось полностью. Другие имеют значительные или мелкие разрушения. В Карачаево-Черкесии такие гробницы более нигде не встречаются. Рядом с «кешене» есть еще каменные полусклепы. Парапет одного из них выложен так, как у башен в Сванетии. Этот полусклеп принадлежал знатному роду Крымшамхаловых.

Во многих средневековых погребениях Карт-Джурта присутствовали деревянные гробы или колоды. Под костяками находили древесный уголь. Покойные лежали головой на запад. Один из покойных даже был завернут в шелковый саван. С ними погребались украшения и некоторые предметы быта — ножницы, наперстки и др. Наиболее позднюю группу захоронений старого карт-джуртского кладбища составляют мусульманские. Самые старые из них относятся к XVII в. Старейшая из арабоязычных надписей на кладбище в Карт-Джурте датирована 1695 г. христианского летосчисления. Мусульманские надгробия достаточно единообразны. Это каменные стелы с растительным рельефным орнаментом и, иногда, с арабскими надписями. Некоторые семейные участки карт-джуртского некрополя огорожены от других отдельными каменными стенами со входами в виде арок.

Из селения Карт-Джурт и от кладбища открывается красивый вид на заснеженные горы Бокового хребта высотой более 3000 метров. Растительный мир окрестностей селения значительно отличается от того, что можно видеть до поселка Эльбрусский. Лес здесь преимущественно сосновый. Но он сохранился только на крутых склонах гор, а дно котловины давно освоено человеком, обрабатывается или используется под пастбища. На лишенных леса склонах встречаются большие кустарники барбариса и можжевельника. Много шиповника. Ближе к реке растет облепиха. Кубань в верховьях — очень чистая. Ее воды в сухое время года отличаются красивым зеленовато-голубоватым оттенком.

Источник: В.С. Яновский. Северный Кавказ от Адыгеи до Дагестана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *