На границе с Грузией. Мацута — Куссу

Мацута — Куссу (17 км). Из Мацуты, если следовать прямо, можно проехать в Верхнюю Дигорию, которая граничит с Грузией. Растительность в этих местах богатая. Горы покрыты сосновыми и лиственными лесами.

В глубоком ущелье несет свои зеленые воды стремительный Урух. На необжитой левой стороне ущелья то и дело попадаются следы снежных лавин, которые бывают очень разрушительными. Западная сторона больше освещается солнцем, поэтому лавины редки и не такие опасные. Села Ахсау, Моска, Одола, Стур-Дигора и Куссу, расположенные в Верхней Дигории, представляют собой настоящие музеи под открытым небом. Они лепятся по склонам гор террасами.

В селении Ахсау, на крутых каменистых склонах по обоим берегам речки Билягидон можно видеть живописные развалины средневековых крепостей. В районе Ахсау много смешанного леса, который по составу растительности напоминает приэльбрусский. Дорога продолжается выше по ущелью. По обеим сторонам можно иногда видеть старые кладбища и отдельные захоронения. Над некоторыми возвышаются живописные каменные стелы, называемые осетинами «цырт». Они имеют закругленный верх или же обрамлены более мелкими камнями. Цырты обычно обильно украшены растительным орнаментом, цветными рельефными изображениями людей, лошадей, предметов домашнего обихода и др. Так, посредством символов рассказывается о земной жизни покойного.

Километров через пять после Ахсау, налево отходит укатанная, но также неасфальтированная дорога в ущелье реки Караугом. Здесь расположены селения Дзинага («барашек» — сван.) и Ногкау («новое село» — осет.). А начинается река Караугом из одноименного ледника — одного из самых длинных на Северном Кавказе. Ледник Караугом спускается до лесной зоны и язык его расположен ниже 2000 м. над у.м. в селе Ногкау — очень высокая и красивая оборонительная башня.

В десятке километров от Ахсау — селение Стур-Дигора («большая Дигора» — осет.). Практически у въезда в село — кладбище. Необычно оно тем, что железные кресты-надгробия (которым лет 20-30) украшены мусульманскими полумесяцами со звездами. В 2007 г. в селе освящена православная часовня в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Выстроена она из красного кирпича усилиями и на средства местных жителей. Часовня призвана заменить уничтоженный в 1930-х гг. храм Георгия Победоносца 1879 г. постройки в селе Стур-Дигора.

Узкие кривые улочки то круто поднимаются вверх, но образуют не менее крутые спуски. Дома, которым по 300-400 лет, сложенные из огромных необработанных камней, выходят на улицу глухими стенами, как на Востоке. Сохранились в селении остатки нескольких домов-крепостей с прямоугольными и арочными окошками. Их хозяева, видимо, особенно беспокоились о своей безопасности. Геолог Д.И. Щербаков в 1940 г. видел в селении много бревенчатых домов с длинными, обмазанными глиной трубами.

Выше Стур-Дигоры расположено селение Куссу. В некоторых его дворах высятся старинные оборонительные башни, которые положено было иметь каждой зажиточной и уважаемой семье. Нигде в Северной Осетии села не сохранили столь первозданного облика как в Дигории. Люди живут здесь своим традиционным укладом. Выращивают на скудных полях некоторые овощные и другие культуры, приспособленные к суровому горному климату, занимаются разведением коров и овец. Близ села Куссу можно осмотреть интересные водяные мельницы, работающие за счет энергии воды горных ручьев. Горизонтальное колесо опущено в канал, в который при необходимости подают воду из горного ручья. Вода крутит лопасти колеса, оно приводит в движение «зубчатку», а последняя — жернов.

Жители горных селений не знают таких благ цивилизации как газ, водопровод, канализация. Правда, уже несколько десятилетий в селах Верхней Дигории есть электричество. В ущелье доступна уверенная мобильная связь. Цивилизация со своими техническими новшествами пробирается даже в такие удаленные районы. До строительства грунтовой дороги Дигория была одним из самых изолированных в Осетии районов.

Может быть, поэтому дигорский диалект лучше сохранил лексику и грамматику древнеосетинского языка. Он имеет особенно много общего с языком ягнобцев — малочисленного народа в горах Таджикистана. А последний восходит к древнесогдийскому — ныне мертвому языку Средней Азии. У дигорского диалекта в 1920-х и до середины 1930-х гг. была даже своя письменность, несколько отличная от иронской. Но она была признана «контрреволюционной» и ликвидирована.

Напоминанием о цивилизации здесь служат альплагерь Таганрогского радиотехнического института «Таймази», спортивно-оздоровительный комплекс «Порог неба», турбаза «Ростсельмаш» за селом Куссу и др. А еще до Великой Отечественной здесь был лагерь ботанической партии Кавказской экспедиции Академии Наук СССР.

Источник: В.С. Яновский. Северный Кавказ от Адыгеи до Дагестана