Антон » 27 мар 2017, 22:32
Новый день учёбы порождает только новые вопросы, ответы на которые мы будет выпытывать уже завтра у специалистов. Группа стажировки разделилась на две части - фондовые работники и экспозиционеры. Конечно хотелось бы послушать и то и другое, однако это невозможно. Надеюсь, что те кто будет на лекциях по экспозиционной работе, потом расскажут подробности.
Сегодня рассматривались общие вопросы комплектования фондов музеев (общая информация). Пробежались также по музейному законодательству. Из новостей музейного законодательства, которым поделились столичные коллеги - судьба "Единых правил" остаётся непонятной и они вряд ли будут приняты в ближайшие два-три года. Имеется редакция 2011 г. проекта "Единых правил". Я так думаю, найти в интернете его не проблема. Что касаемо комплектования фондов, рассматривались общие, базисные принципы комплектования фондов музея. Было уделено внимание на важность комплектования фондов современными материалами, предметами тех событий, которые происходят сейчас. Отмечено, что линейный (хронологический) способ представления экспозиции устарел и не достигает тех задач, которые перед экспозицией поставлены. Необходимо наиболее полно раскрывать ту или иную тему, то есть группировать материалы в залах и витринах, делая больше упор на раскрытие тематики. О хронологии нельзя забывать, но нельзя её представлять просто как смену событий.
После обеда мы отправились знакомиться с экспозицией Музея современной истории (залы до ВОВ). Стоит отметить несколько технических решений, которые бы советовал применять и в наших местных музеях (речь идёт о об одном из способов крепления графических материалов в рамы и витрины; их можно будет увидеть в фотоотчёте этого дня). Обязательным элементом зала является текст о зале, о том, что здесь находится. Он стоит на входе в зал, табличку можно взять и прочитать. Из тех технических "вкусностей", которые нам недоступны - огромные информационные киоски. Однако все маленькие киоски оказались выключенными, а самый большой, работал через раз. Работник музея отметил, что эти киоски не пользуются большим спросом. Я могу это объяснить неполнотой представленной информации в киосках и избалованностью экскурсантов, которых такой техникой не увлечь.
Мне показалось, что некоторые витрины были несколько пустыми. Возможно я сужу своими мерками, но можно было бы добавить, где-то по иному оформить. Хотя экспозиция залов от времён террора против царей к революции 1917 г. от зала к залу становилась лучше. Залы 1917 г. мне очень понравились.
После просмотра экспозиции музея, проявляя собственную инициативу, мы отправились в Третьяковскую галерею. Мне пришлось заплатить за фотосъёмку, однако об этом не жалею. Была возможность посмотреть на Третьяковку глазами музейного сотрудника - что где как сделано, как представлено. Понятно, что вряд ли какой-то провинциальный музей может приблизиться к уровню этого музея по богатству коллекции и его обеспечению. Однако, кто не стремится, тот ничего и не получает. Для музейщиков интересно рассмотреть как построен свет в залах Галереи. Наверно только здесь можно ощутить все параметры воздуха (даже не цифры, а само ощущение). По залам Третьяковки нельзя было пройти без восхищения. Однако я искал родные сердцу и душе родные просторы и наших художников. Нашёл Ярошенко. Необъяснимое ощущение, когда стоишь перед картинами Шишкина и понимаешь, что это не картинка в учебнике, а вот оно настоящее.
Вырвал кусочек экскурсии для детей. Картина была такова, что перед портретом Пушкина руки Кипренского стоял экскурсовод, рядом с ней девочка из группы. Экскурсовод рассказывала об эмоциях на картине и предлагала девочке ответить на разные вопросы, другим детям угадать смену её эмоций, выражений лица и улыбки и тем самым побудить и девочку и группу внимательно рассмотреть картину и проанализировать её.
Хочется отметить, что Третьяковская галерея умеет зарабатывать на своём собрании. На первом этаже расположен ряд магазинов, с кружками, майками, блокнотами, пазлами, репродукциями, закладками, где изображены творения Великих художников из собрания музея. Нашим музеям стоило бы обратить на это внимание, так как невзрачная мелочь (в Музее современной истории детворой вмиг раскупаются брелоки с различными героями эпохи -типичными представителями солдат, офицерства, дворян и т.п.). В то же время, Третьяковка достаточно просто себя обезопасила в отношении сохранения исключительного права на создание копий работ. В купленном билете написано, что покупая билет, Вы соглашаетесь на то, что не имеете права тиражирования и публикования полученных фотоматериалов. Здесь конечно есть свои юридические противоречия, однако лишний раз кого-то может эта мера и остановит.
После музея мы пешком дошли до Красной Площади, походили по ГУМу, дождались пока начнут бить куранты (на видео позже это будет видно). Завтра предстоит работа по направлениям. Фотоматериалы будут появляется по мере их обработки.