Коронавирус. Как жить дальше?

В нынешней ситуации все стали диванными экспертами. Каждый точно знает о причинах появления коронавируса, у каждого есть сценарий спасения общества от заразы, каждый критикует действия властей, профильных структур и… всех вокруг.

Давно хотел написать заметку «Я у мамы президент», подтвердив свою диванную квалификацию. Планировал посвятить заметку размышлениям о мерах по борьбе с коронавирусом. Времени для её написания не было, первая волна ажиотажа прошла, возбуждение и нервозность перешли в другие психические состояния. Сейчас в таком стиле вряд ли напишу. Однако, чем я хуже других? Почему не могу «издать» свой диванный указ?

Без малого десять лет моей профессиональной деятельности связаны с учреждениями культуры, в частности, с музеями. Экскурсии, участие в культурных мероприятиях, общение с деятелями кино, журналистами, художниками – всё это создаёт среду, погружаясь в которую, вынырнуть очень сложно. Поэтому многие мысли об эпидемиологической обстановке, экономической ситуации в стране видятся через призму культуры.

Особенно волнительно наблюдать за регионом, в котором проживаешь. Он создавался, два столетия развивался как курорт. Последние три десятилетия курортные основы, некогда составлявшие фундамент экономического благополучия Кавказских Минеральных Вод, дали трещину. Цементирующим составом для этого фундамента стал рынок. Рыночные отношения крепко сцементировали прежний фундамент, в некоторых местах даже заменив прежние несущие конструкции. На этом реставрированном фундаменте до недавнего времени покоилась местная экономика. Рынок и курорты боролись между собой, медленно и со скрипом двигая жизнь вперёд.

В один момент экономика была остановлена. Гражданам России предоставили в начале весны неделю новогодних праздников. Несознательная часть граждан увидела в этом возможность дополнительного отпуска. Но многие с усердием засели дома и ждали новостей. В начале апреля чуда не случилось. Всем объявили, что придётся сидеть дома до конца апреля.

С каждым днём вынужденной самоизоляции дома остаётся всё меньше людей. Всем нужно кормить семью, платить кредиты. Уже понятно, что объявленные карантинные меры в каком-то виде продлятся до 30 апреля. А что будет дальше? Об этом мы и поразмышляем.

Мне видится несколько сценариев развития событий:

Оглавление:

Позитивный сценарий

В ближайшие две недели, до 30 апреля, ограничения на передвижение и работу учреждений будут постепенно сниматься. Мы встретим майские праздники с советами от эпидемиологов и властей, а после – выйдем на работу. Болезнь будет продолжаться, но в информационном поле не будет играть какой-то значительной роли. В первое время на рабочем месте будет сохраняться небольшая нервозность, но вскоре все благополучно забудут о вирусе.

Ограничения на приём в санатории и гостиницы будут сохраняться до 1 июня. Не исключено, что и эти ограничения будут послабляться, курортный сезон вяло, но начнётся. Закрытые границы государств, пошатнувшееся финансовое благополучие граждан, стремление людей поехать на отдых хотя бы куда-то – всё это приведёт к большому притоку отдыхающих на отечественные курорты. Этому может способствовать и коронавирус, продолжающий бушевать в крупных городах. К осени ситуация в курортной сфере, в экономике региона выправится. Конечно, довирусного количества туристов в 2020 г. не удастся принять, но потери будут незначительными.

Какие-то предприятия и заведения не выдержат испытаний и закроются. Коронавирус станет своеобразным санитаром экономики, очистив её от нежизнеспособных инициатив. Вновь откроются предприятия общепита. Им придётся выдержать волну клиентов, которые устав сидеть дома, хлынут в общественные места. Все учреждения с массовым пребыванием людей будут заполнены.

Санатории сделают выводы и хорошо подготовятся к началу курортного сезона. Динамичное ценообразование, реклама, оптимизация расходов – всё это позволит сохранить санаторно-курортную сферу и гостиничный бизнес. Заполняемость здравниц уверенно будет восстанавливаться.

Кинотеатры, театры и музеи быстро выйдут на прежние уровни посещаемости. Хлынувший поток отдыхающих потребует досуга. Вскоре восстановится экскурсионная индустрия. За время вынужденного простоя экскурсоводы придумают новые программы и маршруты, основные объекты приёма туристов предложат гостям что-то свежее, интересное. Хотя, туристы будут рады самым простым элементарным удобствам: тишине, чистоте и свободе передвижения.

Сдержанный сценарий

Номинально мы продолжим сидеть дома до 30 апреля. Хотя, категории людей, остающихся дома, и так известны: мамы с детьми, бюджетники, пенсионеры. Фактически, граждане будут игнорировать ограничения. Эпидемиологическая ситуация будет какое-то время ухудшаться, а к 30 апреля станет стабильной. Ежедневные сообщения о десятках заболевших людей перестанут кого-то интересовать. Нормальное функционирование медицины в регионе ещё долго будет затруднено. Будет поднят вопрос о том, от чего больше страдает здоровье людей: от коронавируса или отсутствия своевременной квалифицированной медицинской помощи.

После майских праздников учреждения начнут открываться. Правда, обнаружится, что у некоторых учреждений и предприятий не будет клиентов, а, следовательно, дохода. Предприятия малого и среднего бизнеса начнут закрываться. На улице окажется большое число молодого, активного населения. Рынки и магазины из-за отсутствия покупателей будут терпеть убытки. Рынок аренды недвижимости перестанет расти, стройки остановятся. Наверняка продолжат действовать ограничения на работу объектов общепита. Будут сохраняться требования на строгое соблюдение санитарных правил, что будет не по силам небольшим закусочным и кафе. Требования не будут соблюдаться, руководителей будут штрафовать, учреждения закрывать. Эта сфера услуг окончательно уйдёт в подполье.

Если будут сохраняться ограничения на передвижение между регионами, то добраться до Кавминвод будет сложно. Наверняка, в стремлении возместить убытки от простоя гостиниц и санаториев, цены на услуги возрастут. Многие потенциальные отдыхающие откажутся ехать на курорт. Неприятный сюрприз ожидает работников санаториев. Есть ли в регионе такие богатые санатории, которые могут обеспечивать заработной платой сотрудников несколько месяцев, при этом, не получая доходов? Никакие меры государственной поддержки не позволят полностью сохранить штат сотрудников. Кто-то останется без работы.

Кто обещает, что 1 июня на курорты хлынет поток отдыхающих? В прошлые годы многочисленные массовые мероприятия позволяли показать достойные показатели посещаемости курортов. В этом году, возможно, что и в следующие годы, событийный туризм будет недоступен. Пострадает экскурсионная сфера. Некоторым экскурсоводам придётся сменить профессию. Станет меньше экскурсионных автобусов, акцент переместится на индивидуальное обслуживание туристов.

В тяжёлой ситуации окажутся кинотеатры, театры и музеи. Многие кинопремьеры перенесены на осень или следующий год. Быстро восстановить заполняемость кинозалов не получится. Тем более, что виртуальные киносервисы этой весной привлекли к себе многих киноманов. Из-за малого числа отдыхающих многие концерты и спектакли будут отменены.

А что же музеи? Большинство музеев нацелено на обслуживание местного населения. Но на Кавминводах большой приток посетителей обеспечивают туристы. Есть музеи, где турист приносит основную часть доходов. Посещаемость музеев до осени будут очень низкой. Придёт осень, а за ней зима, останется надеяться на новогодние праздники и 2021 г. Восстановление довирусных показателей будет возможно при условии, что осенью не начнётся вторая волна заболеваемости коронавирусом.

Негативный сценарий

Ограничения на передвижение будут сохраняться до 30 апреля. В ближайшие две недели могут быть придуманы оригинальные меры борьбы с эпидемией. В зависимости от разрабатываемых и принимаемых мер воздействие на экономику может быть различно. Только это воздействие не будет иметь положительного эффекта. Экономика региона потребует государственного участия, что может иметь долгосрочные последствия.

Эпидемиологическая обстановка стабилизируется, но будет такой же сложной. Под приём, изоляцию и лечение заражённых больных перепрофилируют санатории. Первыми кандидатами под инфекционные больницы станут здравницы местного подчинения, за ними профсоюзные санатории. Особое внимание в организации карантинных больниц будет уделено санаториям, отдалённым от основной городской застройки, где можно ограничить доступ посторонних лиц.

Санатории не смогут принять отдыхающих. Разрешение на открытие санаториев и гостиниц будет дано ближе к осени. Для некоторых здравниц, особенно частных, это сулит банкротством. Какие-то санатории будут законсервированы, персонал будет отправлен в неоплачиваемый отпуск или уволен.

Границы государств будут закрыты, передвижение между регионами и внутри регионов будет ограничено и затруднено. Из-за этого курортный сезон не состоится. Люди, оставшиеся без работы, отправятся в крупные города. Миграция приведёт к переносу вируса и новой волне эпидемии.

Учреждения культуры будут стоять без посетителей. Будут приниматься меры по оптимизации расходов и спасению отрасли. Учреждения нацелят на обслуживание местного населения: концерты, лекции, экскурсии, кинопоказы для школьников, социально незащищённых категорий граждан.

Летом коронавирус перестанет быть основным информационным поводом. Его место займут другие внешнеполитические проблемы. Осенью эпидемия вируса вернётся. Население, отдохнувшее от весеннего вирусного информационного пресса, с новыми силами начнёт переживать и ругать власть. История повторится. Развитие дальнейших событий предсказать будет сложно.

Люди, хотя бы что-то понимающие в этом вопросе, заметят, что представленные размышления не претендуют на сколько-нибудь серьёзное исследование. Они основаны на личном чувственном восприятии сложившейся ситуации. Порой, здравый смысл заглушается эмоциями, искажая изначальные размышления.

Считаю, что ни один из трёх сценариев не воплотиться в жизнь. Она, то есть жизнь, настолько сложна и многообразна, что подстроить её под один сценарий невозможно. Почему-то складывается впечатление, что коронавирус, информационная шумиха вокруг него, меры, принимаемые против него в мировом масштабе – всё это результат чьего-то тщательно написанного сценария. Но это предмет уже совсем другого обсуждения.

Заявления о том, что после коронавируса мир не будет прежним, звучавшие ещё в марте, мне казались смешными. И сейчас считаю, что никакому вирусу не удастся побороть человеческие пороки и привычки. Но что-то станет другим. Пошатнулись устои общества потребления. Многие рекламные ролики, предлагающие новые коллекции одежды, технику, воспринимаются как чужеродный элемент. Может быть в лучшую сторону изменится санитарная обстановка и отношение людей к своему здоровью. Учитывая урок изоляции, многие захотят переселиться в свой дом и завести автомобиль.

Каким же мне кажется наиболее вероятный сценарий жизни Кавминвод в краткосрочной перспективе? Однозначно сказать не могу, поэтому и представил три варианта развития событий. От мер, принимаемых государством, от действий местной власти, от отношения каждого отдельного гражданина зависит то, как мы будем жить дальше.

Если санаториям, малому и среднему бизнесу, учреждениям культуры будет оказана государственная поддержка, если руководитель каждого учреждения примет правильные решения, если каждый работник самоорганизуется, то мы сумеем пережить карантинный год без серьёзных последствий. Если хотя бы одно из звеньев этой цепи будет разорвано, то беды не миновать.

Вспоминается притча о царе Соломоне. На его кольце была надпись «Всё пройдёт». В трудные минуты, его взор падал на кольцо и он успокаивался. Однажды, в минуты гнева он снял кольцо и хотел его выбросить, но на внутренней стороне кольца прочитал «И это тоже пройдёт». Притча, историчность самого Соломона являются предметом дискуссий. Но  сейчас важно не это, главное – «всё пройдёт, и это тоже пройдёт». А каким видится вам сценарий дальнейшего развития событий?