Транспорт на КМВ в первой четверти XIX века

Транспортная система КМВ в первые годы XIX века находилась в зачаточном состоянии. Кроме пикетов и постов, транспортные пути не имели других важных элементов: дорожного покрытия, постоянного транспортного сообщения между населёнными пунктами. Дороги, всецело предназначенные для решения военных нужд, приносили значительные неудобства первым посетителям лечебной местности. Не менее трудно было добраться до нового курортного региона из других мест Российской империи.

О магистральных путях, существовавших на Кавказе в начале XIX века, можно судить по «Указателю дорог Российской империи». В нём были отмечены дорога из Москвы, две дороги из Петербурга и одна из Астрахани. Конечный пункт этих дорог находился в г. Георгиевске. В 1804 г. вместо почтового пути из Астрахани был устроен тракт из Старочеркасска через г. Ставрополь. В Георгиевске было увеличено количество лошадей для обслуживания транспортного сообщения с Константиногорском.

В 1816 г. главнокомандующим гражданской частью на Кавказе был назначен генерал А.П. Ермолов. Это ознаменовало новый этап благоустройства КМВ. Генерал, как талантливый военный и организатор, понимал важность наличия дорог между поселениями и военными объектами и внутри них. В 1819 г. в переписке с губернатором М.Л. Малиновским он указывал на необходимость скорейшего решения проблемы нехватки лошадей на почтовых станциях, необходимых для посетителей КМВ. Эту проблему он предлагал решить силами обывателей региона путём найма их с собственными экипажами.

В 1823 г. по предложению генерала на КМВ была учреждена особая Строительная комиссия, в обязанности которой входило составление проектов зданий и коммуникаций курортов, а также контроль над их сооружением. Тогда были сформулированы чёткие пожелания к усовершенствованию дорог на курорты.

Наиболее труднодоступными для отдыхающих оставались Железные воды, которые находились в горном ущелье между      г. Развалка и Бештау посреди естественного леса. Сюда можно было добраться двумя маршрутами. Один огибал с запада г. Бештау, второй проходил по плато в районе Лысогорских озёр. Был и третий путь через шотландскую колонию Каррас, который из-за проблем с безопасностью мало использовался. В 1823 г. на месте лесного маршрута через колонию Каррас началось строительство новой дороги.

В 1824-25 гг. строительство дороги продолжалось. Новый путь в два-три раза сократил время в пути между Горячими и Железными водами. В 1827 г. в приложении к «Временному наказу полицейских обязанностей местного начальства при Кавказских Минеральных Водах» указывалось, что для желающих посетить Железные воды в среду и воскресенье выделялся конвой.

Безопасность на дороге между Пятигорском и Каррасом обеспечивали два казачьих пикета. Новая удобная, короткая и более безопасная дорога дала толчок к началу активного строительства казённых и частных строений на Железноводском курорте.

informationВ настоящей статье представлен фрагмент из монографии А.В. Данилова «История становления и развития транспорта…», которую можно заказать по почте на нашем сайте.