Железная дорога на Железноводск

Начало строительства Железноводского подъездного пути планировалось после окончания работ на Минераловодской ветви.  Для организации временного движения от остановочного пункта до Железноводского селения было закуплено несколько конных экипажей стоимостью 20000 руб. В феврале 1895 г. проект ветви на Железноводск был отправлен в Департамент железных дорог. 20 марта 1895 г. было дано Высочайшее разрешение на строительство ветви, которая получила официальное название «Железноводский подъездной путь». Это название было принято в соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации железных дорог». Вскоре был подготовлен и опубликован изменённый устав ОВЖД,  куда включили проект новой дороги.

Уникальность проекта, обусловленная экстремальными показателями уклонов, радиусов кривых, количества каменных труб, мостов, насыпей и выемок, потребовала доработки проекта. 6 сентября 1895 г. правление ОВЖД отправило в Департамент железных дорог новый исправленный план и профиль Железноводского подъездного пути. Началось возведение рельсового полотна. Были урегулированы юридические вопросы, связанные с передачей под Железноводскую ветвь более 38 га частной и казённой земель.

К весне 1896 г. на Железноводской ветви была закончена укладка рельсового полотна. Потребовалось дополнительное укрепление склонов и берегов рек и ручьёв. При возведении искусственных сооружений впервые был использован армированный бетон. Вместо мостов были построены виадуки. Их строительство происходило в холодное время года, из-за чего над стройками устраивали специальные обогреваемые шатры. Уникальность Железноводского подъездного пути заключалась в большом перепаде высот между двумя конечными станциями. На шестикилометровом отрезке разница высот была более 160 м.

Когда работы по возведению дороги были на завершающем этапе, из Департамента железных дорог пришёл ответ на проект. В нём было указание на дополнительное укрепление рельс. Инженер строительства просил отменить это решение, так как путь уже был уложен, а рельсы дополнительно усилены 12-ой шпалой на каждое рельсовое звено. Для предотвращения схода поездов стыки рельсов соединялись фасонными накладками. Департамент был удовлетворён ответом и разрешил отказаться от дополнительных работ. Тогда же была увеличена максимально разрешённая скорость движения по ветви до 27 км/ч.

Правление ОВЖД планировало начать временное движение на Железноводской ветви с 16 июня 1897 г. Однако она начала принимать первые поезда с 1 января 1897 г., что опережало первоначальный график почти на полгода. 8 декабря 1897 г. комиссия под председательством инженера В.Н. Волкова признала подъездной путь «отвечающим всем требованиям для безопасного движения».

За первые семь месяцев Железноводская ветвь перевезла около 40000 человек. Пассажиры встречались с неудобствами, так как здание вокзала в Железноводске ещё не было закончено, а на пути продолжались ремонтные работы. В 1899 г. были завершены отделочные работы на станции. Здесь был открыт крупнейший на курорте ресторан. На платформе была оборудована открытая веранда, около здания вокзала разбит сад для прогулок.

informationВ настоящей статье представлен фрагмент из монографии А.В. Данилова «История становления и развития транспорта…», которую можно заказать по почте на нашем сайте.