Начало трамвайного сообщения на КМВ

В обед 21 апреля 1904 г. состоялось освящение Пятигорского трамвая. После молебна первый трамвай с гостями проехал по Царской улице. На следующий день движение трамвая было открыто. В этот период действовал трамвайный маршрут между вокзалом и Ново-Сабанеевскими ваннами. Уже в первые дни работы доход от продажи билетов составлял 100-150 руб., а расход не более 170 руб. Это говорило о том, что трамвайное хозяйство вскоре станет доходным предприятием. За сезон 1904 г. доход от эксплуатации трамвая составил 18500 руб. Было перевезено более 700000 пассажиров.

Строительство ГЭС, двух трамвайных систем, масштабные благоустроительные работы привели к задолженности Управления КМВ (далее УКМВ) перед подрядчиками и фирмами-поставщиками. В этой связи министр земледелия и государственных имуществ решил приостановить реализацию новых проектов вплоть до окончания уже начатых. Об этом он сообщил 7 июня 1904 г. директору КМВ.

Было отмечено то, что работы начинались без утверждённых планов, смет и объяснительных записок. Ряд лиц, на которых возлагался надзор за строительством, состояли на службе у подрядчиков. Кроме того, министр требовал организовать нормальную работу Наблюдательных комиссий и согласовать действия подчинённых.

7 августа 1904 г. была назначена приёмка трамвайной линии на Провал. Однако это затруднялось тем, что члены приёмной комиссии не имели на руках чертежей и сметы строительства. Документы не вернулись из Горного департамента. Старшие техники УКМВ отказывались участвовать в приёмке сооружений по электрическому освещению, выполненному АО «Сименс и Гальске», ссылаясь на то, что они не являются специалистами в этой области.

Горный департамент отвечал в УКМВ о том, что для работы указанной комиссии не требовалось привлечения особых экспертов-электротехников. Только 7 декабря 1904 г. смета на устройство трамвая была возвращена в УКМВ.

В октябре 1904 г. на одной из линий Пятигорского трамвая произошла авария. Об этом 20 октября 1904 г. в Министерство земледелия сообщил директор КМВ В.В. Хвощинский. Главными причинами крушения трамвая он считал несвоевременное торможение вагона с прицепной платформой и оставление поезда вагоновожатым, который спрыгнул с него. К этому добавились мокрые рельсы, на которых колёса отказывались тормозить.

informationВ настоящей статье представлен фрагмент из монографии А.В. Данилова «История становления и развития транспорта…», которую можно заказать по почте на нашем сайте.