Память народов, издавна населявших Пятигорье, хранит предания и легенды, связанные с этим краем. Название Бештау встречается в «Песне старых нартов» – одной из древнейших эпических песен адыгов:
Когда гора Бештау, ой дуней,
была величиной с кочку,
Когда лес на Бештау, ой дуней,
был с кустарник,
В те времена, ой дуней,
я был мужчиной средних лет.
В таких же выражениях говорит о своем возрасте и нарт-богатырь Сосруко: «Когда небо еще сгущалось, а земля только что сплотилась, я был уже мужчина в зрелых летах… Когда Бештау был не больше кочки и через Индыль шагали мальчики, я был старик в полной силе». (Индыль – Волга).
С этой горой связано и предание о гибели Сосруко. Необычно появился он на свет:
железными щипцами его извлек из камня кузнец. Все тело Сосруко как из железа (поэтому иногда его называют бескостным), и только бедра, где прикоснулись щипцы, остались костяными. Подобные сюжеты можно встретить и у других народов, например, в древнегреческой легенде о гибели Ахилла, когда стрела поражает героя в пятку.
Соревнуясь в удальстве и силе, Сосруко должен вкатить на вершину Бештау «Жаншерх» – колесо с острыми стальными зубцами. Вот как повествует об этом одно из кабардинских сказаний:
«На склоне пятиглавой Бештау, с южной стороны, есть большая поляна. С целой Кабарды собирались сюда удальцы на скачки, джигитовку и другие потехи, – померяться ловкостью и силой, бегали взапуски, бросали с горы камни, выбивали всадника из седла одним толчком руки, стреляли в цель из лука. Во всех этих играх всегда брал верх над всеми Сосруко, богатырь бескостный, ловкий, неустрашимый.
Товарищи завидовали Сосруко и ненавидели его всей душою, но ничего не могли с ним сделать: побеждал он их не только в играх, но и в бою открытом.
Однажды весь южный склон Бештау пестрел от несметной толпы молодежи. Происходила небывалая игра: одни вкатывали вверх колесо, заостренное стальными зубцами, а другие, стоящие на горе, вниз его спускали. Сосруко стоял внизу; пришла его очередь подталкивать колесо кверху: толкает Сосруко колесо, подталкивает в гору руками, как это делали и другие. Те, что были на вершине, желая его гибели, подзадоривают его и кричат:
– Ну-ка, Сосруко, подталкивай колесо грудью!
Сосруко сделал и это.
– Подталкивай коленами!
И это он исполнил.
– Подталкивай лбом!
Сосруко и это было нипочем, и колесо очутилось на вершине Бештау.
Солнце закатилось за горы, и игра прекратилась. Сосруко спустился на поляну, остальные на горе остались. Ночью пробралась к оставшимся на Бештау старушка-колдунья и смеется над ними:
– Как это вы хотите погубить Сосруко,
а того не знаете, что тело его неуязвимо?
– Что ты говоришь, старушка? Мы об этом ничего не слыхали!
– Вы ненавидите Сосруко, а я ненавижу его мать; так слушайте, что я скажу вам: только одно место на теле Сосруко уязвимо, – это бедро: заставьте его бедром подталкивать колесо и посмотрите, что от этого будет!
На другое утро опять игра началась: спустили колесо с горы, а Сосруко погнал его в гору, как накануне. Погнал и в другой, и в третий раз, и все делал так, как ему говорили.
– А ну-ка, Сосруко, подталкивай колесо бедром – подзадоривают его сверху.
Раззадорился Сосруко, забыл про опасность: гонят колесо сверху, а он и подставь свое бедро, – бедренная кость от сильного удара раздробилась, и Сосруко упал полумертвым».
В преданиях Бештау выступает как главная гора, известная кабардинцам. Есть у них и свое название горы – Ошхитху («пять холмов»), которое и является, как предполагает П. Г. Акритас, древнейшим, а все остальные – только переводы этого топонима. Догадка эта, впрочем, далеко не бесспорна, ибо, как говорят современные исследования, «значительный слой тюркской топонимики в Кабарде и Пятигорье склоняет к предположению, что до ХIII в., когда эту территорию заняли кабардинцы, на ней могли обитать половецкие предки нынешних карачаевцев и балкарцев».
О ряде эпизодов из истории Кабарды, связанных с Пятигорьем, сообщает в своей «Истории адыгейского народа» Шора Ногмов. Излагая древнее предание о сватовстве князя Лавритсана, он заключает:
«Некоторые говорят, что Лавритсан убит в сражении с войсками хана Байкана; другие, напротив, что он скрылся во время нашествия аваров. Те, которые утверждают первое мнение, говорят, что он похоронен под Бештовой горой».
Маркелов Н.В. Когда Бештау был не больше кочки. — Литературная история Пятигорья. — Ессентуки, 2005.