Богатырь Сосруко

Память народов, издавна населявших Пятигорье, хранит предания и легенды, связанные с этим краем. Название Бештау встречается в «Песне старых нартов» – одной из древнейших эпических песен адыгов:

Когда гора Бештау, ой дуней,

была величиной с кочку,

Когда лес на Бештау, ой дуней,

был с кустарник,

В те времена, ой дуней,

я был мужчиной средних лет.

В таких же выражениях говорит о своем возрасте и нарт-богатырь Сосруко: «Когда небо еще сгущалось, а земля только что сплотилась, я был уже мужчина в зрелых летах… Когда Бештау был не больше кочки и через Индыль шагали мальчики, я был старик в полной силе». (Индыль – Волга).

С этой горой связано и предание о гибели Сосруко. Необычно появился он на свет:

железными щипцами его извлек из камня кузнец. Все тело Сосруко как из железа (поэтому иногда его называют бескостным), и только бедра, где прикоснулись щипцы, остались костяными. Подобные сюжеты можно встретить и у других народов, например, в древнегреческой легенде о гибели Ахилла, когда стрела поражает героя в пятку.

Соревнуясь в удальстве и силе, Сосруко должен вкатить на вершину Бештау «Жаншерх» – колесо с острыми стальными зубцами. Вот как повествует об этом одно из кабардинских сказаний:

«На склоне пятиглавой Бештау, с южной стороны, есть большая поляна. С целой Кабарды собирались сюда удальцы на скачки, джигитовку и другие потехи, – померяться ловкостью и силой, бегали взапуски, бросали с горы камни, выбивали всадника из седла одним толчком руки, стреляли в цель из лука. Во всех этих играх всегда брал верх над всеми Сосруко, богатырь бескостный, ловкий, неустрашимый.

Товарищи завидовали Сосруко и ненавидели его всей душою, но ничего не могли с ним сделать: побеждал он их не только в играх, но и в бою открытом.

Однажды весь южный склон Бештау пестрел от несметной толпы молодежи. Происходила небывалая игра: одни вкатывали вверх колесо, заостренное стальными зубцами, а другие, стоящие на горе, вниз его спускали. Сосруко стоял внизу; пришла его очередь подталкивать колесо кверху: толкает Сосруко колесо, подталкивает в гору руками, как это делали и другие. Те, что были на вершине, желая его гибели, подзадоривают его и кричат:

– Ну-ка, Сосруко, подталкивай колесо грудью!

Сосруко сделал и это.

– Подталкивай коленами!

И это он исполнил.

– Подталкивай лбом!

Сосруко и это было нипочем, и колесо очутилось на вершине Бештау.

Солнце закатилось за горы, и игра прекратилась. Сосруко спустился на поляну, остальные на горе остались. Ночью пробралась к оставшимся на Бештау старушка-колдунья и смеется над ними:

– Как это вы хотите погубить Сосруко,

а того не знаете, что тело его неуязвимо?

– Что ты говоришь, старушка? Мы об этом ничего не слыхали!

– Вы ненавидите Сосруко, а я ненавижу его мать; так слушайте, что я скажу вам: только одно место на теле Сосруко уязвимо, – это бедро: заставьте его бедром подталкивать колесо и посмотрите, что от этого будет!

На другое утро опять игра началась: спустили колесо с горы, а Сосруко погнал его в гору, как накануне. Погнал и в другой, и в третий раз, и все делал так, как ему говорили.

– А ну-ка, Сосруко, подталкивай колесо бедром – подзадоривают его сверху.

Раззадорился Сосруко, забыл про опасность: гонят колесо сверху, а он и подставь свое бедро, – бедренная кость от сильного удара раздробилась, и Сосруко упал полумертвым».

В преданиях Бештау выступает как главная гора, известная кабардинцам. Есть у них и свое название горы – Ошхитху («пять холмов»), которое и является, как предполагает П. Г. Акритас, древнейшим, а все остальные – только переводы этого топонима. Догадка эта, впрочем, далеко не бесспорна, ибо, как говорят современные исследования, «значительный слой тюркской топонимики в Кабарде и Пятигорье склоняет к предположению, что до ХIII в., когда эту территорию заняли кабардинцы, на ней могли обитать половецкие предки нынешних карачаевцев и балкарцев».

О ряде эпизодов из истории Кабарды, связанных с Пятигорьем, сообщает в своей «Истории адыгейского народа» Шора Ногмов. Излагая древнее предание о сватовстве князя Лавритсана, он заключает:

«Некоторые говорят, что Лавритсан убит в сражении с войсками хана Байкана; другие, напротив, что он скрылся во время нашествия аваров. Те, которые утверждают первое мнение, говорят, что он похоронен под Бештовой горой».

Маркелов Н. Когда Бештау был не больше кочки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *