С 1903 г. в Пятигорске работает городской электрический транспорт — трамвай. О его истории и современности мы будем собирать сведения на этой странице.
Маршруты трамвая
С основания трамвайная система в Пятигорске имела два трамвайных маршрута:
- Железнодорожный вокзал — Елизаветинская галерея
- Железнодорожный вокзал — Провал
Основная линия трамвая по Царской улице от железнодорожного вокзала. Начало XX века
Путь следования обоих маршрутов начинался у площади железнодорожного вокзала, открытого в 1894 г. Там же находилось первое трамвайное депо. Постепенно трамвайная сеть расширялась: были построена линия до Мясокомбината, технические ветви на электростанцию, завод «Факел» и товарный двор железной дороги. В 1920-е гг. была проведена ветвь в сторону Горячеводска. Для этого был построен деревянный мост через р. Подкумок. После окончания строительства моста через небольшую реку на современной улице Есенина была введена строй ветвь трамвая от железнодорожного вокзала в сторону района Скачки.
Фрагмент контактной сети однопутной линии трамвая до Елизаветинской галереи. Начало XX века
В предвоенное и послевоенное время были ликвидированы участки пути до курортного района Провал, бывшей Елизаветинской, теперь Академической галереи. Также были ликвидированы грузовые трамвайные тупики. Однако была построена трамвайная линия по проспекту Будённого (сейчас пр. 40 лет Октября) до современной остановки ул. Мира. Позже линия была продолжена до современной ул. Фучика, а потом построен разворотный круг на Лермонтовской разъезде.
Маршруты трамвая в Пятигорске в 1960-е гг.:
- № 1 «Железнодорожный вокзал» — «Парк им. Кирова» — «Парк „Цветник“» — «Радоновые ванны» — «Теплосерная» — «Мясокомбинат»;
- № 2 «Скачки» — «Железнодорожный вокзал» — «Парк им. Кирова» — «Белая Ромашка»;
- № 3 «Скачки» — «Железнодорожный вокзал» — «Парк им. Кирова» — «Цветник» — «Теплосерная» — «Горячеводская площадь»;
- № 4 «Белая Ромашка» — «Парк им. Кирова» — «Цветник» — «Теплосерная» — «Горячеводская площадь».
В советское время была продлена трамвайная линия по ул. Георгиевской до объездной дороги; одноколейная линия до нового депо на Скачках. В 1990-е гг., когда трамвайные системы по всей стране закрывались, в Пятигорске завершилось строительство новой трамвайной линии. Она была завершена в два этапа. Первый участок «Универсам — ул. Восстания» был запущен в 1994 г. Вскоре была завершена и вторая очередь от ул. Восстания до ул. Ессентукской. Общая длина вновь построенной линии составила 6400 м.
Трамвайные маршруты в Пятигорске сейчас:
1 |
«Колхозная площадь» — «Мясокомбинат» | ул. Февральская — пр. Кирова — ул. Теплосерная | 30-40 минут | |
2 |
«5-й переулок» — «Белая Ромашка» |
ул. Пальмиро Тольятти — ул. Февральская — пр. Кирова — пр.40 лет Октября — ул. Орджоникидзе |
10 минут |
|
3 |
«Скачки» —
«ул. Георгиевская» |
ул. Февральская — пр. Кирова — пр. Советской Армии — ул. Лысогорская |
час-пик |
|
4 |
«Белая Ромашка» — «ул. Георгиевская» |
ул. Орджоникидзе — пр.40 лет Октября — пр. Кирова — пр. Советской Армии — ул. Лысогорская |
10 минут |
|
5 |
«5-й переулок» — |
ул. Пальмиро Тольятти — ул. Февральская — пр. Кирова — пр. Советской Армии — ул. Лысогорская |
20 минут | |
6 |
«Скачки» — |
ул. Февральская — пр. Кирова — пр.40 лет Октября — ул. Орджоникидзе |
Временно отменен. Официального сообщения о закрытии маршрута не было | |
7 |
«Колхозная площадь» |
ул. Февральская — пр. Кирова — пр.40 лет Октября — ул. Бульварная — ул. Розы Люксембург — ул. Ессентукская |
20 минут | |
8 | «мкр. Бештау» — «ул. Георгиевская» |
ул. Ессентукская — ул. Розы Люксембург — ул. Бульварная
— пр.40 лет Октября — пр. Советской Армии — ул. Лысогорская |
20 минут |
История пятигорского трамвая:
- Проекты строительства трамвая на КМВ в начале XX века
- Начало трамвайного сообщения на КМВ
- Проект трамвая между Пятигорском и Железноводском
Другие страницы нашего сайта о пятигорском трамвае:
- Предложения об улучшении деятельности трамвая в Пятигорске (2016 г.)
- Заметки из блога: отмены трамвая; подорожание проезда (2011 г.); билеты нового образца (2011 г.); о судьбе маршрута №1 (2011 г.); новые вагоны для МУП ГЭТ (2013 г.); обкатка новых вагонов (2013 г.); мох в трамвае (юмор; 2015 г.); ремонт трамвайного моста на ул. Есенина (сентябрь 2016 г.); сход трамвая (сентябрь 2017 г.)
- Обсуждение деятельности пятигорского трамвая на нашем форуме.