Из истории Чегема

Из истории Чегема. До середины 1940-х гг. в котловине было около десятка сел. А в раннем средневековье — видимо и того больше. Повсюду здесь следы человеческого труда. На горах можно увидеть прекрасно сохранившиеся земледельческие террасы, оставшиеся со времен, когда климат в этих местах был намного мягче. На горных уступах повсюду следы древних укреплений. Остатки средневековой церкви изучались археологами в грандиозном ущелье Жилгису близ села Эл-Тюбю.

Неподалеку от них также была найдена полуразвалившаяся древняя лестница, которая поднималась к пещерам, в которых купцы-византийцы якобы хранили свое золото. По дороге на «городок мертвых» туристы пересекают горный ручей, течение которого было в средние века искусственно отведено местными жителями в сторону с целью орошения полей. Так что жители этих мест были хорошо знакомы с основами ирригации.

Некоторые исследователи отождествляют верховья Чегема с упомянутым в книге Шереф-ад-Дина Йезди «Зафар-Намэ» укрепленным местом Капчигай, на которое обрушился Тамерлан, преследовавший одного из золотоордынских военачальников.

Следы скольких цивилизаций и культур хранит здешняя земля, сейчас уже доподлинно не скажет никто. Но местные жители, являясь балкарцами, называют себя «чегемле», то есть «чегемцы». Исследователи 18 — начала 19 веков считали их отдельным тюркоязычным народом Северного Кавказа. По сообщению Семена Броневского в конце 18-начале 19 века чегемцы или «джики», как их еще называли, в количестве 368 семей жили в 10 селениях и произошли от смешения «булгар, греков, нагайцев и калмыков» (орфография автора сохранена — В. Я.).

Несколько авторов XVIII в. (И.Г. Георги, Х. Гюльденштедт, С. Броневский) приводили версию о том, что якобы название «Чегем» происходит от чехов, а точнее «Моравских братьев», которые бежали сюда от католического преследования из Чехии в XV в. И что это было отражено в каких-то старых книгах. Впрочем, названные авторы относились к такой версии с большой долей сомнения.

Занимались чегемцы разведением овец и коз, выращиванием ячменя и овса. Топограф И. Бларамберг в середине 19 века писал о том, что чегемцы изготавливали превосходное пиво, получали селитру и производили порох, а также добывали свинец в недрах горы Коргашинли-Тау, отливали пули и продавали их соседним народам. Добывали чегемцы в горах также железный купорос, который использовался при выделке кож. Важную роль играло скотоводство. Причем, разводили здесь особых мулов или лошаков («каракатыр»), которых получали от скрещивания лошадей и ослов мелкой грузинской породы. Здешний мед славился качеством, но иногда обладал опьяняющим действием, если пчелы собрали пыльцу рододендрона или понтийской азалии.

Несмотря на начало исламизации в конце XVII в., долго у местного населения сохранялись христианские и дохристианские пережитки. В 1736 г. кизлярский дворянин Алексей Тузов видел в Чегеме две целые каменные церкви (только без глав) и остатки часовен с фресками, а также отмечал, что жители местные соблюдали пост в течение семи недель весной и двух недель летом, не ели в пост ничего мясного и молочного. Знать же исповедовала мусульманство. П. С. Паллас в конце XVIII в. раздобыл в церкви ущелья Жилгису несколько листов старинного евангелия на греческом языке. Сама церковь необыкновенно почиталась беременными женщинами, которые молились там о благополучных родах. Еще в 1920-1930-х годах балкарцы Чегемского ущелья почитали священные родники, рощи, отдельные деревья, камень Авсолтуу и др. природные объекты.

В ущелье Жилгису, в 1 километре к западу от Эл-Тюбю, в скале левобережной горы Капчагай расположен грот Кала-Тюбю («основание крепости» — балк.). Здесь найдена стоянка человека датированная XI-XIII тысячелетиями до н.э. К гроту можно прийти прямо по тропе. Чуть дальше, на карнизе той же скалы «прилепилась» тропа, укрепленная искусственной средневековой каменной кладкой. От тропы по крутой скале поднимается «лестница». Когда-то она вела к горизонтальной террасе на высоте около 30 м. Это одна из двух «лестниц» под названием «Битекле». Здесь, по преданию, византийцы хранили добываемое в горах золото.

По другому преданию, записанному в конце XIX в. Баширом Далгатом, в этом месте находился грот, укрепленный крепостными стенами, в котором жила небольшая община во главе с неким старцем. Община хранила сундук с золотом, а на сундуке лежал меч. Старец разрушил лестницу, чтобы никто не мог добраться до золота. Ходить по тропе и «лестницам» рекомендуется только при наличии альпинистского снаряжения. Следует также соблюдать осторожность — в скалах есть осиные гнезда!!!

Рядом с местными жителями здесь в разное время селились выходцы из Сванетии, Осетии, Дагестана и других мест. Они приносили сюда свои верования и культурные традиции, ассимилировались с коренным населением.

Источник: В.С. Яновский. Северный Кавказ от Адыгеи до Дагестана